Вступление
Современное искусство обладает многообразием выразительных форм, часто непонятных неподготовленному зрителю. Для грамотной психологической работы с опорой на современное искусство специалисту нужна глубокая осведомленность в этой сфере. Программа призвана восполнить дефицит художественной подготовки психологов, занимающихся арт-терапевтической практикой.
Основная цель программы – повышение художественной грамотности специалистов через знакомство с проблематикой основных направлений визуального искусства XX – XXI веков и освоение характерных для них средств художественной выразительности.
Программа повышения квалификации адресована арт-терапевтам, арт-педагогам, а также широкому кругу практических психологов, использующих арт-терапевтические методы в своей работе.
В результате обучения участники смогут:
- понять философию и актуальные тенденции визуального искусства XX – XXI веков;
- почувствовать тесную взаимосвязь современного искусства и арт-терапии: прожить актуальный творческий опыт, ощутить раскрепощение и снятие блоков, связанных с недостаточным профессионализмом в рисовании;
- овладеть спецификой и возможностями различных художественных материалов и способов творческого самовыражения;
- познакомиться с традиционными формами художественной практики (живопись, графика, ассамбляж, коллаж);
- получить навыки использования инновационных форм визуального искусства (инсталляция, перформанс, современная фотография, видеоарт);
- развить навыки эффективной творческой коммуникации: научиться быть художником и выражать себя в процессе творчества;
- применять методы и приемы современного искусства в последующей арт-терапевтической работе с клиентами.
-
I ступень. Модернизм и традиционные формы художественной практики в арт-терапии
В программе:
Теоретическая часть:
- Социальные и интеллектуальные корни модернизма.
- Искусство второй половины XIX – начала ХХ веков: импрессионисты, П. Сезанн, В. Ван Гог, экспрессионисты, Э.Мунк.
- Рубеж веков: проблемы синтеза искусств, фовизм, кубизм, футуризм.
- Зарождение авангарда, абстрактное искусство как новый визуальный язык.
- Коллаж, ассамбляж, фотомонтаж, театр и театральный костюм.
- Марсель Дюшан: поиски «иного» самовыражения.
- Дадаизм и сюрреализм, искусство и политика.
Практические занятия:
- Физические и экспрессивные свойства разных изобразительных материалов: краски, пастель, тушь, перо, уголь, сепия и пр.
- Способы работы с фактурой жидких, сыпучих, сминаемых и других арт-средств.
- Графические и живописные техники.
- Выразительные и технические особенности коллажа и ассамбляжа.
- Терапевтические ресурсы художественных техник и анализ работ участников.
- Методика использования изученных способов художественного самовыражения в арт-терапевтической работе с клиентом.
-
II ступень. Постмодернизм, видеоарт и искусство фотографии в арт-терапии
В программе:
Теоретическая часть:
- Философия постмодернизма и послевоенное искусство.
- Персональная мифология и цитата как новые выразительные стратегии.
- Проблема среды и объекта в послевоенном искусстве.
- История фотографии ХХ-XХI веков.
- Ракурсная съемка и смена композиции кадра.
- Сюрреализм в фотографии.
- Аналоговая и цифровая фотография: технология, метод, стиль.
- Актуальные тенденции современной фотографии.
- Видеоарт как функция языка, сообщение изображением, история жанра.
- Соотношения действительности и ее изображения в кино и видео.
- Свойства электронных медиа.
- Время и пространство в кино и видеоизображении.
- Возможности фотографии и видео в арт-терапии.
Практические занятия:
- Фотографии и видеосъемки на темы: «Микро и макро», «Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт».
- Составление серии фотографий – «фоторяды».
- Минимальный монтаж или съемка «монтажными планами».
- Значение звука в видеоарте, подбор выразительной фонограммы.
- Терапевтические ресурсы техник фото и видеоарт: анализ работ участников.
- Методические рекомендации по использованию видеоарта и фотографии в арт-терапевтической работе с клиентом.
-
III ступень. Постмодернизм. Искусство инсталляции и перфоманса в арт-терапии
В программе:
Теоретическая часть:
- Инсталляция и перформанс как паратеатральные формы современного искусства.
- Предмет и пространство в инсталляции, вещь и объект как цитата.
- «Хаос и космос» – главные темы инсталляций.
- Драматургия и композиция, сюжет и история, референтные связи инсталляции.
- Пространство и время, особенности восприятия инсталляции.
- Звук, музыка и слово в инсталляции.
- Социальные и художественные задачи перформанса.
- Композиционное построение, звук, текст, движение в перформансе.
- Перформанс и инсталляция как ресурсные практики в арт-терапии.
- Психологические, этические и правовые риски, связанные с жанром перформанса.
Практические занятия:
- Создание инсталляции в пространстве учебного помещения.
- Использование инсталляционного пространства в арт-терапевтических целях.
- Создание индивидуального сценария перформанса, работа над перформансом.
- Терапевтические ресурсы инсталляции и перформанса: анализ работ участников.
- Методические рекомендации по использованию перформанса и инсталляции в арт-терапевтической работе с клиентом.
Формы работы
лекции, дискуссии, художественная практика, анализ и обсуждение работ участников семинара, итоговые выставки.
Участникам II ступени необходимо иметь фотоаппарат или телефон с камерой, а также провод для передачи снимков на компьютер.
Материалы
Отзывы
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
-
Мария, Якутск (07.07.2019)
Курс очень содержательный, познавательный, полезный. Очень благодарна преподавателю, Галине Владимировне за создания атмосферы творчества, которое увлекает, придает силы и энергию. Раскрывает возможности, ресурсы и мотивацию на дальнейший процесс созидания. Очень полезен был практический опыт, осознание и практическая отработка новых методов работы, приобретение уверенности.
Резюме
Выберите формат участия в прогрмме:
Стратегии и методы современного визуального искусства в арт-терапевтической практике