Вступление
Цель:
повышение квалификации в области клинической психологии; практическое освоение методов и приемов психотерапевтической работы с проблемами клиентов на стыке медицины и психологии.
-
I ступень. Соматические заболевания. Методы психологического сопровождения
В результате обучения участники смогут:
- определять мишени работы с клиентами, страдающими соматическими заболеваниями;
- оказывать психотерапевтическую помощь взрослым и детям на разных стадиях соматического заболевания (легкая степень, хроническое заболевание, смертельный диагноз);
- осуществлять сопровождение членов семьи хронически или тяжело больного клиента.
В программе:
- Болезнь как стресс.
- Формирование внутренней картины болезни у взрослых и детей.
- Факторы, влияющие на внутреннюю картину болезни .
- Этапы формирования реакции на соматическое заболевание.
- Сопровождение соматических больных с целью ускорения выздоровления и повышения сопротивляемости организма.
- Мишени психологической работы с больными, страдающими хроническими заболеваниями.
- Реакция приспособления к смертельному диагнозу по Э. Кублер-Росс.
- Психотерапевтическая помощь семье, имеющей больного с «тяжелым диагнозом».
- Дети и смерть. Формирование представлений о смерти в детском возрасте.
- Психотерапевтическая помощь умирающему ребенку и его родителям.
-
II ступень. Психосоматические заболевания. Направления психокоррекционной помощи
В результате обучения участники смогут:
- выявлять причины и определять симптомы психосоматического заболевания;
- определять мишени работы и оказывать психотерапевтическую помощь больным психосоматического профиля;
- оказывать профессиональную поддержку семье клиента с психосоматическим заболеванием.
В программе:
- Собственные эмоции и переживания как фактор развития психосоматических заболеваний.
- Соматическое заболевание как реакция на пережитый стресс.
- Символическая форма симптома.
- Симптомы как проявления депрессии, вызванной последствиями психотравмирующих ситуаций.
- «Большая десятка» психосоматических болезней. Телесные знаки психосоматики.
- Индивидуальная и групповая работа с больными психосоматического профиля и окружением психосоматического больного.
-
III ступень. Зависимости и созависимости. Основные подходы в работе
В результате обучения участники смогут:
- познакомиться с разными видами зависимого и созависимого поведения;
- освоить методы индивидуальной и групповой работы с зависимыми и созависимыми клиентами;
- использовать полученные знания и навыки в своей профессиональной деятельности.
В программе:
- Что такое зависимость? Химические и нехимические аддикции.
- Как формируется зависимость, каковы ее предпосылки.
- Психология зависимого поведения. Критерии зависимости.
- Основные подходы при зависимостях. Лечение, реабилитация и профилактика.
- Феномен созависимости – это нормальная реакция здоровых людей или болезнь?
- Признаки созависимого поведения. Как остановить развитие созависимости.
- Подходы в работе с созависимыми лицами: индивидуальные и групповые.
-
IV ступень. Травматические переживания и посттравма. Общие принципы и методы психотерапии
В результате обучения участники смогут:
- понять предпосылки и механизмы возникновения психологической травмы;
- познакомиться с особенностями синдромов, возникающих на фоне травмирующих обстоятельств;
- освоить классические и авторские методы коррекции травматических и посттравматических переживаний;
- проработать собственные проблемы, связанные с травмирующими событиями.
В программе:
- Концепция психологической травмы. Психические и социальные механизмы, ведущие к формированию травмы.
- Социальные, личностные и физические предпосылки получения шоковой травмы.
- Обстоятельства получения шоковой травмы (террористический акт, стихийное бедствие, сексуальное насилие, физическое нападение, автокатострофы, утраты и др).
- «Синдром заложника». «Синдром жертвы». Регрессия.
- Естественные реабилитационные процессы человека.
- Социальные механизмы фиксации последствий психологической травмы.
- Блокировка аффектов при травме и ее последствия.
- Разрушение и восстановление микросоциальных связей при травме.
- Эмоциональная регрессия при травме.
- Реорганизация эмоциональной жизни при травме.
- Общие принципы терапии шоковой травмы.
- Тактики работы с шоковой травмой в динамической терапии.
- Терапия шоковой травмы по Питеру Левину.
- Терапия методом перепроигрывания.
- Работа с незавершенными процессами.
- Авторский метод Е.Ю. Петровой «Принцип деревянного веера».
- Проработка личных проблем и контрпереносов терапевта, связанных с тематикой ступени.
-
V ступень. Депрессивные расстройства. Направление психотерапевтической помощи
В результате обучения участники смогут:
- понять причины возникновения депрессивных нарушений;
- познакомиться с тактикой психотерапевтической работы с клиентами в состоянии депрессии;
- освоить классические и авторские методы коррекции депрессивных состояний;
- осознать собственные проблемы, связанные с этим видом эмоциональных нарушений.
В программе:
- Феноменология депрессии. Спектр депрессивных нарушений.
- Феноменологическая и динамическая диагностика депрессий.
- Депрессии как результат пережитого стресса.
- Этапы формирования депрессивного синдрома: эмоциональная реакция на стресс, реактивное состояние и реактивная депрессия.
- Депрессии при утратах. Тактика работы с горем.
- Взаимодействие психолога и психиатра с депрессивным пациентом.
- Этапы восстановления при психотерапии депрессии.
- Коррекция личных проблем и контрпереносов терапевта, связанных с тематикой ступени.
-
VI ступень. Неврозы и навязчивости. Методы психокоррекционной работы
В результате обучения участники смогут:
- понять предпосылки и механизмы возникновения невротических реакций, неврозов и невротических состояний;
- познакомиться с видами неврозов и общими принципами их психокоррекции;
- освоить классические и авторские методы коррекции неврозов и невротических состояний;
- осознать собственные проблемы, связанные с событиями, вызывающими невротические реакции.
В программе:
- Невротическая реакция, невроз, невротическое состояние, невротическое развитие: определение понятий.
- Истерический, неврастенический и обсессивно-психастенический конфликты.
- Аналитическая концепция формирования неврозов
- Условия формирования невротических симптомов (роль органического и преморбидного. факторов).
- Роль детско-родительских отношений в формировании невротических симптом и технология коррекции.
- Общие принципы психокоррекции невротических расстройств.
- Формирование паттернов и «невротических сценариев».
- Гештальт и психодрама для работы с невротическими сценариями.
- Методы и тактики помощи при различных нарушениях:
- Повторение мыслей, фантазий или поступков, непроизвольное повторение фраз.
- Ковыряние в носу, грызение ногтей, выдергивание волос.
- Устойчивые привычки и тики.
- Невротический энкопрез и энурез.
- Проработка личных проблем и контрпереносов терапевта, связанных с тематикой ступени.
-
VII ступень. Работа с сексуальными проблемами в клинической практике
В результате обучения участники смогут:
- понять предпосылки и механизмы возникновения сексуальных расстройств;
- освоить методы и техники психотерапевтической коррекции сексуальных расстройств;
- проработать собственные проблемы, связанные с сексуальностью и сексуальным поведением.
В программе:
- Биологическая, личностная, психологическая и социальная составляющая организации сексуального поведения человека.
- Развития сексуальности в онтогенезе. Концепции Фрейда о детской сексуальности.
- Сексуальное воспитание и социальная адаптация. Родительские и семейные сценарии.
- Символика бессознательного и сексуальность.
- Символическое использование мужчинами и женщинами своего тела.
- Тактики терапевтической работы с проблемами развития сексуальности.
- Тактики помощи при последствиях перенесенного сексуального насилия.
- Сексуальность, стресс и невроз.
- Сексуальные расстройства как последствия детской травмы в области сексуальности.
- Сексуальность в терапевтической сессии. Эротический контрперенос терапевта.
Формы работы
мини-лекции, ролевые игры, упражнения на отработку навыков диагностики и вмешательства, используемые методы - психодрама, гештальт-терапия, арт-терапия. Проводятся клинические разборы случаев из практики участников.
После окончания трех и более ступеней программы участники получают удостоверение о прохождении пролонгированного курса обучения в области клинической психологии. Объем I–III (VII) ступеней программы составляет 72 (176) часов, поэтому их прохождение может рассматриваться как курс повышения квалификации и учитываться при аттестации специалиста.
В дни проведения семинара участники могут приобрести методику Н. И. Косенкова «Ультрапарадоксальная психотерапия» в учебно-методическом коллекторе «Мир психолога» со скидкой 10%. Методика предназначена для оптимизации функционального состояния пациентов, страдающих психосоматическими расстройствами. Способствует снижению общей тревожности и нейтрализации стрессового состояния.
Материалы
Предлагаем Вам посмотреть видеозаписи мастер-класов и открытых встреч преподавателей:
- Видеозапись открытой встречи с А.О. Тумановой "Клинический подход в работе с соматическими заболеваниями"
Предлагаем Вам познакомиться с образовательной программой семинара
Отзывы
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
-
Елена (23.09.2023)
100% Наиболее важным в программе стали разборы случаев из практики.
-
Галина, Санкт-Петербург (27.09.2020)
Организация семинара продуманна, насыщенна, структурирована. Много практических рекомендаций в подходе работы с пациентами (соматика, психосоматика, зависимости...)
-
Елена, Hannover, Deutschland (Ганнове, Германия) (02.07.2019)
Много теории по травме и депрессии. Особенно полезным была информация по работе с неврозами и сексуальными проблемами.
Резюме
Выберите формат участия в прогрмме:
Клинические проблемы в контексте психологического консультирования