9

Вступление

ВНИМАНИЕ! Занятия будут проводиться на платформе ZOOM по четвергам 21, 28 октября, 4, 11, 18, 25 ноября и 2 декабря с 15:00 до 18:00. Интерактивный психотерапевтический характер обучения предполагает ваше активное участие с включенными видеокамерой и микрофоном. Видеозапись каждого занятия будет доступна для просмотра в течении 7 дней.

Вебинар адресован широкому кругу специалистов в области психологического консультирования и психотерапии, а также всем, кто интересуется собственным развитием во взрослости, чувствует потребность в рефлексии собственного «бытия взрослым» и расширении жизненных горизонтов.

Несмотря на то, что взрослость – самый длинный период человеческой жизни, современная психология знает о ней очень немного, больше занимаясь процессами взросления и старения, чем сущностными характеристиками «бытия взрослым».

Предлагаемый авторский подход постулирует экзистенциальный характер развития человека во взрослом возрасте и рассматривает взрослую личность в качестве распорядителя собственной жизни, способного к самопониманию и самодетерминации.

Программа данного вебинара является практическим приложением к авторской монографии «Экзистенциальная психология взрослости». Она направлена на подготовку специалистов, способных осуществлять психологическое консультирование в контексте экзистенциальной проблематики взрослой личности. Извлечение уроков и осмысление своего жизненного пути, способность активно управлять собственной жизнью, переживание кризиса среднего возраста и лиминальных периодов, развитие способности к самоподдержке, активизация процессов конструирования смыслов, осознание и интерпретация автобиографических нарративов – эти и другие вопросы могут стать предметом такого консультирования.

В программе вебинара органично сочетаются психологическое познание, обучение и интенсивная личностная работа.

В результате обучения участники смогут:

  • понять и объяснить взрослость с позиций экзистенциальной психологии;
  • осознать экзистенциальный характер развития человека во взрослом возрасте и его потребность в психологической помощи по этим вопросам;
  • отрефлексировать уровень собственного взросления и осознать желаемые направления собственного развития;
  • освоить способы распознавания экзистенциального характера запроса взрослого клиента;
  • освоить базовые диагностические и терапевтические способы работы с экзистенциальными аспектами взрослости в практике психологического консультирования;
  • освоить авторский инструментарий для работы с клиентами, имеющими латентные экзистенциальные запросы;
  • использовать полученные знания и навыки в своей профессиональной деятельности и личной жизни.

 

Занятие 1 (21 октября)
Экзистенциальная психология взрослости:
что значит быть взрослым?

В программе:

  • Введение: краткое знакомство; стартовая учебная рефлексия – заполнение опросника «Зачем/почему я здесь? Чего я жду от вебинара?»(© Е.Е.Сапогова, 2010); формулировка девиза (эпиграфа) вебинара.
  • Лекция «Экзистенциальная психология взрослости»: взросление-взрослость-зрелость; экзистенциальная психология как современная методология для анализа психологических характеристик взрослого человека; основные тенденции современного взросления и взрослости; феномен невзросления.
  • Домашнее задание «Субъективное осознание собственной взрослости» (© Е.Е. Сапогова, 2012): практическое самообследование индивидуального возрастного статуса с помощью опросника, построение индивидуального «профиля взрослости».

 

Занятие 2 (28 октября)
Экзистенциальные аспекты взрослой жизни: 
вопросы, которые некому задать

В программе:

  • Обсуждение результатов опросника «Субъективное осознание собственной взрослости»: выявление мишеней консультативной и терапевтической работы; совместная формулировка вывода о том, когда человек может считать себя не номинально, а подлинно взрослым; структурирование и определение целевых ориентиров консультативной беседы.
  • Лекция «Основные вопросы экзистенциального консультирования и терапии взрослых»: активное управление собственной жизнью; совершение прецедентных жизненных поступков, «не-алиби в бытии» (М.М. Бахтин); осуществление психологических вкладов в жизнь других людей; осуществление выборов и принятие на себя ответственности за их последствия; обобщение опыта бытия в профессиональной, социальной или личностной сферах; осмысление жизненного пути, извлечение «урока»;  индивидуальные попытки выйти за рамки «того, что может быть» (А. Мальдине);  преодоление страха быть объектом и субъектом «вторжения» в другие жизни, зависимости от других (Ж.–М. Робин); развитие способности к самоподдержке (Ф. Перлз);  «стремление расколдовать мир» (М. Вебер); включение в процессы конструирования смыслов.
  • Задание «Распознавание экзистенциального характера запроса».
  • Домашнее задание «Беспощадная рефлексия» (© Е.Е.Сапогова, 2015): ответы на базовые вопросы рефлексии собственной жизни.

 

Занятие 3 (4 ноября)
Экзистенциальное консультирование взрослых:
в чем его специфика?

В программе:

  • Групповая дискуссия об особенностях экзистенциального консультирования:
    • Общность и различие целей в сравнении с психологическим консультированием?
    • Любое ли консультирование в перспективе имеет экзистенциальный запрос?
    • Есть ли необходимость в такой помощи или она отягощает жизнь клиента вопросами, о которых он раньше не задумывался?
    • В каком возрасте принципиально возможно экзистенциальное консультирование?
    • Экзистенциальное консультирование: это совместное философствование, техника рефлексии или…? В чем его содержание?
  • Обсуждение результатов домашнего задания «Беспощадная рефлексия»: совместное определение рабочих ответов на сущностные вопросы «Что значит для меня…?» и выделение центрального на текущий момент экзистенциального запроса участников.
  • Выполнение задания«Экзистенциальные цепочки» (© Е.Е.Сапогова, 2016): освоение навыка «смыслового плетения» и навыка сведения экзистенциального вопроса к постановке конкретной задачи самоизменения.
  • Домашнее задание «Экзистенциальные логики жизни» (© Е.Е.Сапогова, 2013): практическое самоисследование с помощью опросника.

 

Занятие 4 (11 ноября)

Центральный вопрос “бытия взрослым”:
зачем я делаю то, что делаю?

В программе:

  • Лекция «Экзистенциальные логики жизни. Зачем я делаю то, что делаю?»: описание системообразующих смысловых единиц различных логик жизни; анализ «строительного материала» для выбора индивидуального способа существования.
  • Обсуждение результатов домашнего задания «Экзистенциальные логики жизни»: ответ на вопрос – как я строю свою жизнь и действительно ли я этого хочу.
  • Выполнение задания «Экзистенциальная логика в личной истории» (© Е.Е.Сапогова, 2015): исследование влияния личной истории на выбор способа существования с использованием реальных клиентских нарративов.
  • Выполнение задания «10 почему: экзистенциальная матрешка» (© Е.Е.Сапогова, 2018). 
  • Домашнее задание «АвтобиографиЯ» (© Е.Е.Сапогова, 2014): рефлексия событий собственной жизни с целью самоструктурирования жизненного пути.

 

Занятие 5 (18 ноября)
Экзистенция и автонаррация:
как скорректировать свой жизненный опыт?

В программе:

  • Обсуждение результатов домашнего задания «АвтобиографиЯ»:
    • события с каким эмоциональным знаком и смысловым содержанием оказывают большее влияние на вашу жизнь?
    • как событие формирует «ядерный концепт жизни» и влияет на выбор способа вашего существования?
    • что в конкретном событии может стать триггером для последующего разрушения ощущения комфорта от собственной жизни?
    • почему событие может стать патологизирующим источником самодетерминации?
  • Лекция «Авантюра саморазвития: событие в структуре личной истории».
  • Выполнение заданий: «Эффект бабочки: потенциалы жизненных событий» (© Е.Е.Сапогова, 2014), «Я-наличное – Я-иное» (© Е.Е.Сапогова, 2010), «“Лети, лети, лепесток”: проекция в будущее» (© Е.Е.Сапогова, 2019).
  • Домашнее задание «Модусы жизни» (© Е.Е.Сапогова, 2010): практическое самоисследование с помощью опросника.

 

Занятие 6 (25 ноября)
“Забота о себе” во взрослом возрасте:
чего я хочу от своей жизни?

В программе:

  • Обсуждение результатов домашнего задания «Модусы жизни».
  • Лекция «“Забота о себе” во взрослом возрасте».
  • Выполнение заданий: «Последний день – последний вопрос» (© Е.Е. Сапогова, 2017), «А напоследок я скажу…» (© Е.Е.Сапогова, 2021), «Амплификация» (© Е.Е. Сапогова, 2010).
  • Домашнее задание «Необходимость себя»: написание итогового эссе-«самоманифеста».

 

Занятие 7 (2 декабря)
Кризис среднего возраста и лиминальные фазы жизни:
чем помогает экзистенциальная психология?

В программе:

  • Лекция «Экзистенциальные аспекты консультирования при переживании кризиса среднего возраста и лиминальных фаз жизни».
  • Обсуждение результатов выполнения домашнего задания «Необходимость себя»: формулировка главного итога предшествующих этапов жизни и осознание главного желания, которое хотелось бы удовлетворить в ее второй половине.
  • Подведение итогов обучения: финальная учебная рефлексия – заполнение опросника «Что для меня значило участие в вебинаре?»(© Е.Е.Сапогова, 2010); формулировка эпилога вебинара.

Формы работы

мини-лекции и мини-дискуссии, выполнение диагностических и терапевтических заданий, обсуждение выполненных домашних заданий, глубинная рефлексия, обмен экзистенциальным жизненным опытом и опытом консультирования.

  • Объем программы 28 академических часов
  • Удостоверение о повышении квалификации. 
Внимание!

Занятия будут проходить по четвергам 21, 28 октября, 4, 11, 18, 25 ноября и 2 декабря. Объем учебной программы – 28 академических часов.

По окончании курса участники получат удостоверение о повышении квалификации в области экзистенциального консультирования взрослых. Удостоверение высылается по электронной почте в формате PDF.

В качестве методического материала участники получат освоенные диагностические и терапевтические методики в электронном виде.

Занятия будут проходить на платформе ZOOM. Просим Вас заранее проверить работу вебкамеры и микрофона. Ссылка на подключение к вебинару будет отправляться на электронную почту каждый день в 8 утра по московскому времени.
Ссылка на просмотр видеозаписей будет также высылаться по почте вечером после занятий.

Материалы

Предлагаем Вам познакомиться с видеозаписью выступления Елены Евгеньевны в рамках 15-го Санкт-Петербуржского Саммита психологов: "Экзистенциальные логики жизни, или Зачем я делаю то, что делаю?"

Предалагаем Вам познакомиться с образовательной программой вебинара

Отзывы

Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.

  • Екатерина, Санкт-Петербург (08.12.2021)

    Этот курс - психология высочайшего уровня. Все, что мог бы пожелать самый искушенный в психологии клиент: деликатность, внимание к изменениям, удобные и увлекательные методики - всё это есть в этом курсе.
    За последние 10 лет это моё лучшее обучение и я сердечно благодарю Елену Евгеньевну за её труд. Очень надеюсь, что в Иматоне будут и другие курсы Елены Евгеньевны. А также её книги.

Резюме

ИП Черешнев Р. В., ОГРНИП 322470400055822
188692, ЛО, Всеволожский р-н, ул. Столичная, д.5, к.1, телефон: +7 (911) 288-59-69, электронная почта: chereshnya07@bk.ru
Консультант
Консультант
  • Консультант
    К сожалению, в данный момент я не на рабочем месте – напишите Ваш вопрос, я отвечу сразу, как только смогу