Вступление
Время проведения с 10:00 до 13:00.
Обучение проводится на платформе ZOOM. Обучение предполагает диагностику и анализ субъективной картины жизненного пути участников вебинара, а также их клиентов и пациентов в терапевтических целях. Поэтому для эффективного учебного процесса требуется активное участие слушателей с включенной видеокамерой и микрофоном.
Видеозапись занятий не будет включать групповую практическую работу слушателей, которая будет проходить в специальных онлайн-комнатах. Кроме того, запись может быть приостановлена на время проведения сессий индивидуального консультирования для сохранения конфиденциальности. Видеозапись теоретического материала будет доступна в течение 14 дней после отправки ссылки на видео по электронной почте..
Биографический кризис – это переживание непродуктивности и бессмысленности своего жизненного пути в одной или нескольких сферах жизни в одном или нескольких временных периодах. Биографические кризисы могут иметь разные проявления. К основным из этих проявлений относятся переживание нереализованности, отсутствия значимых достижений в прошлом, провал в самореализации; ощущение опустошенности и экзистенциального вакуума; чувство бессилие и отсутствие жизненной энергии; отсутствие значимых целей в ожидаемом будущем и потеря смысла жизни. Описанные виды экзистенциальной неудовлетворенности могут вызываться различными причинами, в том числе, неоптимальной жизненной программой, трудностями и препятствиями на пути поиска себя и своего призвания, болезнями, инвалидностью, утратой близких, посттравматическим стрессом.
Полноценное настоящее – это всегда результат успешного прошлого и значимого ожидаемого будущего. Поэтому при трудностях самоосуществления необходимо работать со всеми временными периодами, которые проявляются в субъективной картине жизненного пути человека. Каузометрический психобиографический подход позволяет работать с представлениями, отношениями и переживаниями всех периодов жизни. Процедуры каузометрии структурированы, но допускают импровизации, а также использование методов и техник из других психотерапевтических подходов.
На программу приглашаются опытные и начинающие специалисты в области психологического консультирования и психотерапии, стремящиеся расширить свои профессиональные возможности через освоение технологии работы с биографическими кризисами человека, а также студенты, аспиранты, научные сотрудники, использующие в научных исследованиях методы каузометрического психобиографического подхода.
В результате обучения участники смогут:
- познакомиться с теорией и концепциями экзистенциального каузометрического анализа в контексте оказания психологической помощи;
- освоить базовый алгоритм работы с клиентами в рамках психобиографического подхода в ручном варианте, познакомиться с компьютерной версией каузометрии;
- овладеть диагностическими и психотерапевтическими техниками и приемами данного направления;
- получить представление о возможностях применения методов и техник других направлений психотерапии в рамках каузометрического анализа;
- получить опыт применения метода на себе и в самостоятельной работе с клиентами при выполнении домашних заданий;
- получить целостную систему знаний, навыков и методов работы, позволяющую оказывать эффективную помощь человеку в ситуациях переживания экзистенциальных кризисов.
-
Занятие 1, 2. Диагностика и анализ субъективной картины жизненного пути
-
уже прошла
-
–
В программе:
- Понятие «Субъективная картина жизненного пути».
- Самооценка психологического возраста и полноты самореализованности ("Циклический тест времени", методика "Оценка 5-летних интервалов").
- Диагностика биографических защит и сопротивления.
- Терапевтическая методика «Альтернативные графики жизни».
- Каузометрический анализ субъективной картины жизненного пути.
-
-
Занятия 3, 4. Оценка жизненной программы и жизнетворческих характеристик человека
-
уже прошла
-
–
В программе:
- Психобиографические характеристики человека.
- Критерии оптимальности жизненных программ, их операциональные показатели.
- Оценка мотивационной насыщенности жизни, масштабности и осмысленности жизненных замыслов.
- Оценка неосознаваемого психологического возраста.
- Исследование количества препятствий и конфликтности жизненного пути.
- Оценка целеустремленности и других характеристик жизненного стиля.
- Выявление мотивационного статуса событий и противоречий в оценке их значимости «для себя» и «для других людей».
- Оценка удовлетворенности жизнью.
- Построение и исследование каузограммы: граф значимых жизненных событий и межсобытийных связей.
-
-
Занятия 5. Теории и концепции каузометрического анализа в контексте оказания психологической помощи
-
уже прошла
-
–
В программе:
- Психологическое время: причинно-целевая концепция и другие подходы.
- Временные инверсии, особенности проявления субъективной картины жизненного пути в клинике.
- Концепция субъективной продуктивности жизни.
- Мотивационная теория счастья.
- Субъективная картина жизненного пути в структуре самосознания.
- Концепция биографических кризисов человека.
- Ценностная концепция событий и жизненных сценариев.
-
-
Занятие 6, 7. Практика оказания психологической помощи в рамках рассматриваемого подхода
-
23.11.2024 - 24.11.2024
-
10 ак. часов
В программе:
- Техники и приемы психологической помощи при переживании биографических кризисов.
- Методы метаболической психотерапии.
- "Циклический тест времени": универсальный метод диагностики и консультирования.
- Динамика отношения к стресс-событию и терапевтические возможности каузометрии.
- Значимые другие в нашей жизни в контексте работы с биографическими кризисами.
- Работа с ценностями в разных сферах самореализации личности.
- Оценка эффективности психологической помощи.
Даты проведения ступени:23.11.2024 – 24.11.2024 -
-
Занятие 8. Итоговое занятие: подведение итогов обучения, перспективы каузометрии
-
30.11.2024 - 30.11.2024
-
5 ак. часов
В программе:
- Представление и обсуждение результатов самостоятельной аттестационной работы.
- Перспективы каузометрического подхода и сотрудничества каузометристов.
Даты проведения ступени:30.11.2024 – 30.11.2024 -
Формы работы
мини-лекции, веб-презентация, психодиагностический практикум с расчетом количественных показателей, самостоятельная работа над заданиями с последующим обсуждением, дидактические психотерапевтические сессии.
Общий объем программы составляет 40 академических часов (32 часа – занятия с преподавателем, 8 часов – самостоятельное выполнение домашних заданий). По окончании обучения слушатели получают удостоверение о повышении квалификации в области оказания психологической помощи с применением методов экзистенциального каузометрического подхода, подтверждающее право дипломированных специалистов на использование освоенных методов в собственной психологической практике.
Занятия проводятся на платформе ZOOM. Просим Вас заранее проверить работу вебкамеры и микрофона. Ссылка на подключение к вебинару будет отправляться на электронную почту каждый день в 8:00 часов (время московское). Ссылка на просмотр видеозаписей будет отправляться на электронную почту после занятий.
Материалы
Предлагаем Вам познакомиться с видеозаписями выступлений и публикациями ведущего:
- Психогенеалогия: история формирования, первые эксперименты и перспективы развития
- Итоги 40-летней истории каузометрии и её перспективы
- Событие как элемент субъективной картины жизненного пути
- Субъективная картина жизненного пути в структуре самосознания
- Р.А. Ахмеров. Экзистенциальное интервью
- видеозапись мастер-класса "Каузометрия — метод осознания, осмысления и оптимизации жизненного пути"
- статья Субъективная картина истории народа
- Изменения в субъективной картине жизненного пути после биографического тренинга
- статья Р.А. Ахмеров о каузометрии
Видеоматериалы:
Отзывы
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
-
Ольга, Белгород (25.03.2024)
Программа очень насыщенная техниками и приемами, обогащает арсенал исследователя и практика, спасибо!
-
Участник семинара (26.10.2023)
Добрый день, коллеги! Рашад Анварович стоял у истоков внедрения и адаптации каузометрии, в том числе и ее компьютерной версии «Линия Жизни». Поколение 90-х помнит через какие кризисы приходилось проходить всей стране и отдельно каждому человеку. Жить по-старому мы уже не могли, а по-новому еще не знали, как. В те годы консультативная психологическая и психотерапевтическая помощь была крайне необходима и востребована. При этом воспринималась в обществе как нечто новое и необычное. По роду профессиональной деятельности посчастливилось сотрудничать со специалистом, который умел тонко, деликатно и адресно оказывать психологическую помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации - взрослым и детям. Один из основных инструментов его работы – каузометрия. Интерес к методике настолько был велик, что захотелось его освоить и внедрить в собственную практику. Привлекательность в простоте использования и понятном научном обосновании. Отдельные элементы каузометрии использую в профориентационном консультировании школьников и их родителей. Метод особенно хорош в формировании осознанного выбора профессии, осмысления треков в профессиональной карьере. Методика универсальная, подходит в решении широкого круга вопросов. Проверена временем. Рекомендую не только психологам, но и специалистам социальной сферы, образования. Отдельные слова благодарности Вам, Рашад Анварович, за профессионализм и сопричастность в осмыслении собственного жизненного пути. С уважением, Ирина. г. Самара
-
Участник семинара (26.10.2023)
Рашад Анварович - великолепный лектор! Его доклады и обзоры по теме каузометрии - интересны и познавательны. Рашад Анварович доступно подает материал и знает его очень глубоко. На мой взгляд, это вебинар будет полезен для психологов. Его ценность не только в теоретических знаниях, но и в обсуждении различных важных моментов по смысложизненным вопросам.
Резюме
Выберите формат участия в прогрмме:
ВЕБИНАР: Экзистенциальный каузометрический анализ: психологическая помощь при переживании биографических кризисов