Преподаватели Института «Иматон»
к списку преподавателейСапогова Елена Евгеньевна
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии образования Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», профессор кафедры возрастной и семейной психологии Московского института психоанализа, автор монографий и учебных пособий, в том числе «Консультативная психология», «Экзистенциальная психология взрослости», «Территория взрослости», «Семантика личной жизни», «Лабиринты автобиографии: экзистенциально-нарративный анализ личных историй».
Программы, даты которых пока не определены
Отзывы
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
-
Бронштейн Наталья Владимировна, Курск (2022 год)
…Психология для меня началась как хобби. Я читала популярные книжки, пробовала отдельные приемы, но мне казалось все это несерьезным. Хотелось академической основы. Это желание привело меня на годичные курсы переподготовки в Курский государственный университет, где имелась прекрасная возможность по вечерам погружаться в новый неизведанный еще мною мир и получать от этого удовольствие. Курсы завершились выдачей мне диплома практического психолога, но ощущение, что изведано далеко не все, и желание изведать больше не прошло. Это привело меня в магистратуру того же ВУЗа. Но на пути становления меня в качестве психолога-консультанта появились препятствия: охватившая мир пандемия внесла коррективы, удаленное обучение ограничивало возможности, взаимодействие с родным ВУЗом было сведено к минимуму и требовались дополнительные усилия для собственного становления как профессионала. И тогда я потянулась собирать знания по крупицам, прибегая к программам дополнительного профессионального образования в различных ВУЗах, семинарам и конференциям. Иногда мероприятия были интересными, иногда не очень, но практически на каждом были хотя бы крупицы знаний в полезную копилку. Со временем я поняла, разные психологические проблемы можно решить разными подходами, но не всегда такое решение навсегда. Бывает так, что проблема вроде бы решена, клиент ушел воодушевленный, а через некоторое время он опять сталкивается с похожей проблемой и снова не может с ней справится самостоятельно. В чем причина? Как с этим быть? Поиски ответов на эти вопросы привели меня к книгам Бьюдженталя, логотерапии Франкла, подходам, практикуемым Эдит Эдгар. Я поняла, что нужно выйти за рамки себя, на уровень экзистенциальности, чтобы понять, кто я, куда иду, каковы цели этого движения. На этом этапе часть проблем отпадет сама собой, перестав быть проблемой, а другая часть будет решаема исходя из собственного особенного понимания мира и своего места в нем. Именно на этапе этого осознания мне и попался на глаза курс Елены Евгеньевны Сапоговой «Психологическое консультирование взрослых: экзистенциальные аспекты». «Оно!», - подумала я и записалась на курс.
Признаться, не все было гладко. Сначала я прониклась темой взрослости, ибо экзистенциальное консультирование, на мой взгляд, возможно, когда у человека уже есть жизненный опыт, который он в состоянии переосмыслить. Затем попыталась объединить взрослость и экзистенцию, но не все аспекты курса находили во мне отзыв. Мне не до конца было понятно, какие выводы нужно сделать по итогам применения той или иной методики, и было даже слегка обидно, что, видимо, не доросла я еще до экзистенциальных посылов. Так или иначе, курс подошел к концу, и, собрав в кучу все щедро предоставленные Еленой Евгеньевной методики, я решила, что когда-нибудь на досуге посмотрю на все это повнимательнее, почитаю, вникну и, возможно, пойму…
Учеба в магистратуре предполагала написание магистерской диссертации, за которую я и принялась сразу по окончании курса. Доставшаяся мне тема предполагала поиск способов борьбы с деформацией личности, связанной с существованием этой самой личности в нашем противоречивом и запутанном мире. Размышляя над практическими аспектами исследования, я задумала провести эдакие показательные выступления: найти для консультации клиента с психологической проблемой, лежащей в социальной сфере, проконсультировать и добиться результата, описать свой опыт и с гордостью предъявить аттестационной комиссии. Научный руководитель одобрил мой замысел, клиент – «жертва» для пробной консультации после некоторых затруднений был найден и вот неотвратимо наступал день Х – первая встреча с клиентом. Слегка дрожащими руками я перебирала все подряд учебные и подручные материалы, чтобы понять, что настоящие профессионалы, такие, каким я в скорости непременно стану, наверное, должны делать с клиентами на консультационных сессиях. Материалы падали из рук, мысли бежали из головы, оставался только легкий ужас, стойкое непонимание и извечный вопрос: «Что делать?». Проведя несколько дней в поисках, я решила, что консультирование обязательно должно носить экзистенциальные черты, поскольку запрос клиента – постоянное состояние тревоги – носил самый что ни на есть экзистенциальный характер. В нашем мире, каждый день преподносящем сюрпризы, один другого тревожнее, как еще можно избавиться от тревоги, если не задумавшись о смысле своего бытия? И тут я вспомнила о методиках Е. Е. Сапоговой. Уже не надеясь блеснуть результатом работы с клиентом, я схватилась за эти методики, как за спасательный круг: теперь хотя бы есть понимание, что говорить клиенту и какие давать ему задания. Правда, совсем нет понимания, каким должен стать результат…
Анна (так звали клиентку), высокая не очень уверенная в себе молодая женщина, пришла вовремя. Вид ее был слегка настороженным. Казалось, она меня побаивалась. Но она даже не подозревала, как страшно было мне. Слово за слово мы разговорились. Анна рассказала, что не заметила, как стала всего бояться: потерять семью (хотя подозрений в неверности мужа не было), родителей (хотя они никогда не болели ничем серьезно), и даже работу (хотя там тоже было все стабильно). Она рассказала о своей жизни, увлечениях юности, как выбирала профессию по совету мамы, как выходила замуж, учитывая мнение родственников. Но главное - клиентка согласилась на изобретенную мною схему из 10 консультаций и обещала добросовестно выполнять задания. В общем, лед тронулся, волнение мое слегка улеглось, и началась настоящая работа, раскрывающая мне и, главное, моей клиентке тайны ее истинных стремлений. Первое, что я попросила ее сделать – пройти опросник «Субъективное осознание собственной взрослости». Понимая, что проседает актуализация и жизнестойкость, мы взяли курс на эти цели. После выполнения «Беспощадной рефлексии» стало понятно, что клиентке трудно выйти за собственные рамки – и в своей голове я поставила для нее такую задачу. Мы определились с логикой и модусами жизни, выполнили задание «АвтобиографиЯ», и каждый раз, выполняя новое задание, я видела, как проясняется Анна для самой себя, как она задумывается над вопросами, которые раньше себе просто не задавала, как начинает понимать, чего в жизни хочет она сама, а что навеяно ей окружением. Это было волшебное, завораживающее действо, и иногда на консультации я боялась дышать, чтобы не сбить клиентку с мысли. Наконец, после выполнения задания ««Титаник»: амплификация» на вопрос, что могло бы стать спасением, я услышала ответ от неуверенной до этого в себе молодой женщины: «Я спасусь сама. Я хорошо плаваю и не буду ни на кого надеяться. Я выплыву и найду какой-нибудь плот». Это был прорыв! Все следующие сессии прошли просто мгновенно. Анна уже поняла, что может сама управлять своей жизнью, а я увидела, что, сама не понимая деталей, я вывела ее на новый и интересный путь уверенности и собственных возможностей. На заключительную сессию клиентка принесла целый список шагов, которые она намерена предпринять на пути к своему новому «Я». От тревоги у Анны почти ничего не осталось, даже походка её стала уверенней. Прощаясь после десятой сессии, клиентка поблагодарила меня: «Все как бы очевидно, но раньше я этого не видела. Я даже не посмотрела бы, наверное, в эту сторону, если бы не твои консультации. А сначала ведь мне не очень хотелось на них соглашаться». И это было так здорово!
Я пока еще не защитила свою магистерскую работу, и не знаю, насколько высоко ее оценит аттестационная комиссия. Я даже не знаю, стану ли я впоследствии психологом-консультантом, или судьба сложится по-иному. Но я точно знаю, что как минимум одному человеку я помогла найти себя в жизни. Благодаря методикам Е.Е. Сапоговой и институту «ИМАТОН». За что вам очень благодарна!