Вступление
Судебно-психологическая экспертиза в рамках уголовного процесса назначается постановлением следователя либо определением суда. Эксперт выбирается из числа профессиональных психологов, работающих на соответствующих кафедрах университетов или педагогических институтов, а также в судебных отделениях психоневрологических институтов.
К компетенции судебно-психологической экспертизы относится широкий круг вопросов, среди которых наиболее часто встречаются следующие:
- способность свидетелей, потерпевших и подозреваемых правильно воспринимать обстоятельства уголовного дела и давать о них правильные показания;
- способность потерпевших по половым преступлениям правильно воспринимать характер и значение совершенных с ними действий;
- способность несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими;
- наличие или отсутствие у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта;
- наличие или отсутствие у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству.
В основе программы многолетний опыт экспертной деятельности ведущей семинара в судебных и досудебных разбирательствах.
Семинар рассчитан на широкий круг практических психологов, которые уже работают или планируют работать в области проведения психологических экспертиз в уголовном судопроизводстве.
В результате обучения участники смогут:
- составить четкое представление о границах экспертной деятельности в уголовном процессе;
- понять базовые принципы, структуру и этапы проведения данного вида психологического обследования;
- сформировать начальные навыки экспертно-диагностической работы с жертвами насилия, рецидивистами, свидетелями и соучастниками преступлений;
- освоить наиболее часто применяемые психодиагностические методики для ответов на экспертные вопросы;
- понять специфику написания психологического заключения по данном виду обследования;
- использовать полученные знания и навыки в своей профессиональной деятельности.
В программе
- Основные подходы к проведению психологической экспертизы в уголовном процессе.
- Требования законодательства РФ к содержанию заключения при ответах на поставленные перед экспертом вопросы.
- Структура и содержание заключения специалиста по результатам психологического обследования.
- Особенности экспертной работы с разными группами населения.
- Специфика проведения заочных и посмертных экспертиз.
-
Правила подбора диагностических методик в соответствии с поставленными вопросами:
- основные методики - Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI), тематической апперцепции тест (ТАТ), опросник Кетелла, тест Руки, тест Роршаха и т. п.;
- дополнительные методики - рассказ по картинке, метод пиктограмм, метод исключения, заучивание слов, метод опосредованного запоминания, методика исследования восприятия формы предметов, объема внимания и др.
- Написание заключения и возможные ошибки. Границы компетенций эксперта-психолога.
Формы работы
мини-лекции, психодиагностический практикум, написание и анализ заключений, разбор кейсов из практики.
Отзывы
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
-
Мария, Чусовой (13.01.2024)
Объемная программа, содержательный материал. Очень понравился разбор методик и кейсов. Благодарю Майю Евгеньевну за подачу материала!
Резюме
Выберите формат участия в прогрмме:
Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: структура, особенности проведения, границы компетенции специалиста