9

Вступление

Судебно-психологическая экспертиза в рамках уголовного процесса назначается постановлением следователя либо определением суда. Эксперт выбирается из числа профессиональных психологов, работающих на соответствующих кафедрах университетов или педагогических институтов, а также в судебных отделениях психоневрологических институтов.

К компетенции судебно-психологической экспертизы относится широкий круг вопросов, среди которых наиболее часто встречаются следующие:

  • способность свидетелей, потерпевших и подозреваемых правильно воспринимать обстоятельства уголовного дела и давать о них правильные показания;
  • способность потерпевших по половым преступлениям правильно воспринимать характер и значение совершенных с ними действий;
  • способность несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими;
  • наличие или отсутствие у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта;
  • наличие или отсутствие у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству.

В основе программы многолетний опыт экспертной деятельности ведущей семинара в судебных и досудебных разбирательствах.

Семинар рассчитан на широкий круг практических психологов, которые уже работают или планируют работать в области проведения психологических экспертиз в уголовном судопроизводстве.

В результате обучения участники смогут:

  • составить четкое представление о границах экспертной деятельности в уголовном процессе;
  • понять базовые принципы, структуру и этапы проведения данного вида психологического обследования;
  • сформировать начальные навыки экспертно-диагностической работы с жертвами насилия, рецидивистами, свидетелями и соучастниками преступлений;
  • освоить наиболее часто применяемые психодиагностические методики для ответов на экспертные вопросы;
  • понять специфику написания психологического заключения по данном виду обследования;
  • использовать полученные знания и навыки в своей профессиональной деятельности.

В программе

  • Основные подходы к проведению психологической экспертизы в уголовном процессе.
  • Требования законодательства РФ к содержанию заключения при ответах на поставленные перед экспертом вопросы.
  • Структура и содержание заключения специалиста по результатам психологического обследования.
  • Особенности экспертной работы с разными группами населения.
  • Специфика проведения заочных и посмертных экспертиз.
  • Правила подбора диагностических методик в соответствии с поставленными вопросами:
    • основные методики - Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI), тематической апперцепции тест (ТАТ), опросник Кетелла, тест Руки, тест Роршаха и т. п.;
    • дополнительные методики - рассказ по картинке, метод пиктограмм, метод исключения, заучивание слов, метод опосредованного запоминания, методика исследования восприятия формы предметов, объема внимания и др.
  • Написание заключения и возможные ошибки. Границы компетенций эксперта-психолога.

Формы работы

мини-лекции, психодиагностический практикум, написание и анализ заключений, разбор кейсов из практики.

  • Объем программы 24 академических часа
  • Удостоверение о повышении квалификации. 

Отзывы

Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.

  • Мария, Чусовой (13.01.2024)

    Объемная программа, содержательный материал. Очень понравился разбор методик и кейсов. Благодарю Майю Евгеньевну за подачу материала!

Резюме

Консультант
Консультант
  • Консультант
    Напишите Ваш вопрос - постараюсь ответить как можно скорее