9

Вступление

Одна из дорог, которая ведет в тупик – дорога нереальных ожиданий: стучать в запертые двери, бесконечно искать и испытывать новые методы лечения, лишь бы ребенок стал «нормальным». Другая дорога, которая тоже заканчивается тупиком – дорога отчаяния, депрессии: если «двери счастья» закрылись и не удается их открыть, жизнь воспринимается как трагедия. Есть и третья возможность - прожить другую, «незапланированную жизнь и найти неожиданное счастье. Счастье, которого не может человека лишить ни одна форма болезни. Счастье, которое есть в любви, отношениях, радости взаимной поддержки, общего творения жизни.

Семинар адресован практикующим психологам и другим специалистам помогающих профессий, социальным и медицинским работникам.

В результате обучения участники смогут:

  • составить представление о специфических особенностях и потребностях семей, имеющих хронически больного ребенка;
  • познакомиться с основными направлениями и методами психологической помощи таким семьям;
  • сформировать первичные навыки психологического консультирования данной группы клиентов.

В программе

  • Специфические потребности группы клиентов - родителей особых детей и детей, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями. Наиболее значимые мишени психотерапевтической работы.
  • Поддерживающая терапия в период переживания острого и хронического горя:
    • работа с фрустрацией ожиданий, чувствами гнева, злости, вины, тревоги, стыда, беспомощности, зависти и пр.;
    • «вентиляция» и «нормализация» чувств;
    • переживание утраты прежних образов, преодоление жестких установок;
    • особенности процесса горевания и отношение к нему в современной европейской культуре;
    • тема инвалидности и инаковости в современном обществе.
  • Работа с состояниями родителей, вызванными длительным стрессом, социальной и средовой депривацией («вечный режим самоизоляции»): ресурсы, границы, смысл.
  • Доверие и ответственность как важные точки фокусировки психотерапевтической помощи.
  • Изменения в отношениях между супругами и в расширенной семье. Выбор как трудная и важная часть родительства.
  • Ответственность вместо вины. Дистанцирование отца и социальная депривация матери ребенка-инвалида.
  • Подавленные чувства и стереотипы взаимодействия супругов: взгляд сквозь призму системной семейной терапии.
  • Рациональное отношение к здоровью, пассивный и гиперактивные типы семей. Функциональные и дисфункциональные семьи.
  • Сиблинги. «Замещающий» ребенок в семье. Сложности и ресурсы для социализации ребенка.
  • Конфликты с родственниками, медперсоналом и посторонними людьми: границы личные и семейные.
  • Преодоление невротических установок, блокирующих ресурсы семьи. Составление карты ресурсов.
  • Хронический стресс родителей: работа по преодолению деперсонализации, субдепрессивного настроения. Приемы телесно ориентированной и арт- терапии: песочная, нарративная и сказкотерапия.
  • Семейные мифы и послания, препятствующие сепарации ребенка с проблемами здоровья.
  • Позиции логотерапии В. Франкла при индивидуальной психотерапевтической помощи родителю.
  • Производство ценностей, восприятие ценностей, ценность примера. «Варианты жизни» (Дружинин).
  • Позиция по отношению к ребенку, привлечение группы поддержки и прочих ресурсов, причины негативного поведения и подходы к работе с ним. Пути снижения стресса для ребенка и родителей при расстройстве ментальной и коммуникативной функций (аутизм, мутизм, органические поражения и пр.)  и нарушениях поведения разной степени тяжести.
  • Особенности социализации и сепарации при таких заболеваниях как целиакия, муковисцидоз, диабет. Формирование сознательного отношения к здоровью.
  • Психологическая помощь в условиях стационара: отрыва от естественных условий развития ребенка и стресса для родителей в связи с дефицитом позитивных впечатлений, ограничения активности, в т.ч. и физической, сенсорной и эмоциональной изоляции.
  • Консультирование пар «родитель – подросток». Обучение методу активного слушания.
  • Групповая работа. Сказка, притча, психодрама.
  • «Трудные» клиенты и темы – разбор кейсов по запросам участников.

Формы работы

мини-лекции, разбор кейсов участников, выполнение телесно-ориентированных упражнений в малых группах, демонстрация сессии (супервизии) с использованием песочной терапии, конкурс терапевтической сказки.

  • Объем программы 24 академических часа
  • Удостоверение о повышении квалификации. 

Отзывы

Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.

  • Вероника, Пушкин (05.08.2023)

    Огромное спасибо педагогу программы Наталье Петровне Суворкиной за ее опыт, прекрасное изложение и подачу материала, а также за внимание и к каждому участнику. Каждый ушел с чемоданчиком новых знаний и стремлений.

  • Татьяна, Г. Котлас, Архангельская Область, Россия (06.08.2021)

    Профессионально, чётко, структурированно. Наиболее полезно: практика.

  • Татьяна, Сургут (29.07.2021)

    Этот семинар стал хорошим опытом работы с такими семьями. Спасибо за теорию и практику.

Резюме

Консультант
Консультант
  • Консультант
    К сожалению, в данный момент я не на рабочем месте – напишите Ваш вопрос, я отвечу сразу, как только смогу