Вступление
Меньше чем за полвека технический прогресс прошел путь от синхрофазотрона до гаджета и чипа, мир сильно ускорился и получил новые возможности. Появление интернета и мира цифры настолько сильно изменило среду обитания и картину мира человека, что постепенно, обретая новые возможности и новые опасности, он начал терять себя, свою уникальность и человечность!
Вы не согласны? На сегодняшний день это предмет жарких споров в науке, а в самой жизни это чаще всего предмет драм, а иногда и трагедий. Появление смартфона в руках у полуторагодовалого ребенка стало менять его психологию и когнитивное развитие. Скоро мы будем иметь нового человека, но не будем знать, как с ним общаться, как воспитывать, как передавать общечеловеческие и гуманистические ценности. Интернет-зависимость, игромания, кибербуллинг, виртуализация сознания и связанная с ней диффузная идентичность, клиповое мышление – вот то, что уже вышло на поверхность, но это только вершина айсберга.
Сегодня все хотят быстрого интернета, быстрых и максимально систематизированных знаний, легких решений без усилий или лайфхаков. Но все, кто так живет уже почувствовали, что жизнь в постоянном лайфхаке не возможна и не состоятельна. По своей глубинной природе человек нуждается в осмысленной жизни с опорой на внутреннюю философию.
На данной программе мы попробуем совместно определить наше отношение к явлению цифровой или киберсоциализации. Мы будем говорить, как о экзистенциальных проблемах глубинного развития личности, появившихся в цифровом мире, так и о конкретных поведенческих навыках, необходимых сегодня каждому, о направлениях и методах психологической помощи, в которой так нуждается подрастающее сегодня поколение цифры. Попробуем приблизиться к Великому переходу от эпохи, открытой немецким первопечатником Гутенбергом, к эпохе Цукерберга - создателя Facebook, но без потери Человека!
Семинар адресован детским и школьным психологам, психологам-консультантам, семейным терапевтам, педагогам, заинтересованным родителям, всем специалистам, занимающимся профилактической, просветительской и коррекционной работой в области киберсоциализации и киберзависимости.
В результате обучения участники смогут:
- получить целостное представление об основных направлениях киберсоциализации;
- развенчать мифы и фейки о мире цифры, составить полное описание развивающих и ограничивающих возможностей цифровой среды;
- научиться оценивать психологическое благополучие/неблагополучие и психическое здоровье/нездоровье в цифровой среде;
- определить перечень важнейших навыков, необходимых для успешной социализации представителей киберпоколения;
- научиться проводить индивидуальную коррекцию нарушений социализации в соответствии с возрастными особенностями пользователей онлайн-пространства;
- получить представление о существующих онлайн-рисках и освоить алгоритмы психологической работы с последствиями травмирующего онлайн-опыта;
- освоить способы гармонизации детско-родительских отношений с учетом особенностей киберсоциализации;
- использовать полученные знания в профессиональных и личных целях.
В программе
-
Понятие о киберсоциализации:
- философия, психология и педагогика киберсоциализации;
- виртуальная и реальная реальность: в какую из них мы социализируемся;
- критерии и маркеры психологического неблагополучия: как не пропустить тревожные сигналы.
-
Поколенческие проблемы:
- конфликт поколений и цифровая среда;
- новые детско-родительские отношения: что изменилось в период цифровизации.
-
Цифровая зависимость:
- гаджетозависимость;
- сетевая зависимость;
- игровая зависимость;
- интернет-зависимость;
- созависимость;
- возрастные особенности киберсоциализации и гаджетозависимости.
- особенности когнитивной и эмоциональной сферы зависимых детей и подростков.
-
Помощь и поддержка родителям:
- навыки общения с ребенком в условиях киберсоциализации и киберпространства;
- умение договариваться, слушать и слышать;
- воспитание навыка ответственности;
- поощрения и наказания цифровой средой.
-
Алгоритмы психологической помощи детям и подросткам:
- осознанность: использование, а не потребление;
- тайм-менеджмент;
- интернет-сопровождение;
- этические нормы и онлайн-общение;
- правила цифровой гигиены.
-
Профилактика рисков и работа с последствиями травмирующего онлайн-опыта:
- просвещение родителей и подростков;
- консультативная и терапевтическая помощь.
Формы работы
мини-лекции, практикумы, анализ случаев, обсуждение.
Материалы
Предлагаем Вам познакомиться с материалами выступлений у публикаций ведущего:
- интерактивная лекция в рамках 14-го Санкт-Петербургского Саммита психологов «Укрощение гаджетов, или Кто в доме хозяин?» Философская, психологическая и интеллектуальная парогулка по реальности и виртуальности»
- мастер-класс в рамках 5-го Всеросийского психологического фестиваля "Другая арт-терапия" «Киберзависимость: профилактика, коррекция и digital-детокс для детей и родителей. Учимся задавать вопросы себе и детям в помощью кинотерапии»
Предлагаем Вам познакомиться с образовательной программой семинара.
Отзывы
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
-
Анна, Санкт-Петербург (02.05.2022)
Очень информативный семинар, позитивная обстановка в небольшой группе! Появилось много пищи для размышлений.
-
Юлия, Санкт-Петербург (17.10.2021)
Познавательный семинар, насыщенный полезной информацией и практическими инструментами.
-
Лариса, Балаково (17.10.2021)
Семинар очень важный и нужный: как для психологов, педагогов, так и для родителей. Огромная благодарность Елена Викторовне за полученные знания!
Резюме
Выберите формат участия в прогрмме:
Проблемы киберсоциализации детей и подростков. Как сохранить человечность и плодотворно жить в цифровой среде?