9

Вступление

Время занятий

В первый день всех очных ступеней занятия будут проходить с 11:00 до 18:00, в последующие дни - с 10:00 до 17:00. На онлайн-ступенях программы занятия каждый день будут проходить с 10:00 до 17:00. В течение учебного дня предусмотрены перерывы на обед и отдых.

Формат проведения

Обучение предполагает сочетание очного и онлайн форматов. Занятия на 1-ой, 3-ей и 5-ой ступенях будут проводиться в очном формате в аудитории Института "Иматон", занятия на 2-ой и 4-ой ступенях будут проводиться в онлайн-формате на платформе ZOOM.

Программа требует последовательного прохождения ступеней: в нее нельзя включиться со 2-ой, 3-ей, 4-ой или 5-ой ступени. Это приводит к нарушению логики понимания и усвоения материала. Кроме того, включение новых участников в действующую группу оказывает существенное влияние на процессы групповой динамики и тормозит учебный процесс.

Позитивная динамическая психотерапия (ПДП) – современный эффективный отечественный подход, развивающий традицию Санкт-Петербургской школы психотерапии, основателем которой является Владимир Михайлович Бехтерев.  Кратко линия преемственности его развитии выглядит следующим образом: патогенетическая психотерапия В. Н. Мясищева (1935) – личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Б. Д. Карвасарского (1975) – позитивная динамическая психотерапия В. Ю. Слабинского (2003).

ПДП опирается на позитивное экзистенциальное видение природы человека, характерное для Петербургской школы и нашедшее свое концентрированное выражение в философии Л. С. Франка. В этом состоит принципиальное отличие ПДП от западных школ экзистенцильной психотерапии, философские основания которых были заложены М. Хайдеггером, делающем акцент на одиночестве, беспомощности человека и бессмысленности его существования.

ПДП представляет собой научно-обоснованный метод, дающий осязаемые и измеряемые результаты, которые проявляются в реальных, видимых самому клиенту изменениях его жизни.

ПДП делает акцент на работу по протоколу и отличается высокой инструментальной оснащенностью. На сегодняшний в ее арсенале насчитывается более 50 диагностических и собственно психотерапевтических методик.

В данном подходе разработаны все три формы психотерапии: индивидуальная, семейная и групповая. Метод является универсальным и широко применяется в работе с неврозами, посттравматическими стрессовыми расстройствами, зависимостями, паническими атаками и фобиями, для коррекции семейных и детско-родительских отношений, для решения задач коучинга и личностного роста.

Метод ПДП зарегистрирован в системе Роспатента и успешно прошел общественную аккредитацию в крупнейших российских профессиональных психотерапевтических ассоциациях.

На обучение приглашаются начинающие и опытные специалисты в области психологического консультирования и психотерапии, вдохновленные описанными особенностями и возможностями позитивной поведенческой психотерапии.

В результате обучения участники смогут:

  • познакомиться с методологией, отличительными особенностями и практическими возможностями отечественной Ленинградской – Петербургской школы психотерапии;
  • изучить базовые понятия и концепции позитивной динамической психотерапии (теория личности, концепция здоровья и болезней, проактивность, жизнетворчество, актуальный жизненный стиль, экзистенциальные мечты, структура бессознательного);
  • развить базовые навыки и освоить широкий арсенал психотерапевтических методик, необходимых для работы в данном подходе;
  • получить опыт практического использования полученных знаний и навыков в терапии стрессовых расстройств, дисгармоничных жизненных сценариев, проблем самооценки и личностных границ, трудностей в межличностных отношениях, кризисов личностной и половой идентичности, экзистенциальных страхов, дефицита витальной энергии и др.
  • проникнуться богатством отечественной психотерапевтической традиции и использовать ее для повышения собственного психотерапевтического мастерства.
  • I ступень (очно). Психотерапия стресса

    В программе:

    Теоретическая часть:

    • Определение, особенности, принципы и содержание основных терминов ПДП.
    • Психология стресса: триада Г. Селье, транзактная теория Кокса-Маккея, адаптационная энергия, закон Б. Голдстоуна.
    • Патогенез и салютогенез А. Антоновского: концепция психологического здоровья и переворот в западной системе здравоохранения.
    • Экзистенциальные аспекты ПДП: два полюса экзистенциализма 20 века, М. Хайдеггер и С. Л. Франка; экзистенциалы «Positum» и «Dasein».
    • Уровневая теория личности А. Ф. Лазурского: жизненное функционирование, приспособляющийся индивид, жизнетворчество.
    • Концепция проактивности В. Ю. Слабинского и Н. М. Воищевой: реактивное, активное, проактивное совладающее поведение.
    • Уровневая теория мотивации В. Ф. Чижа; этические императивы по С. Л. Франку.
    • Влияние уровня функционирования личности на процессы адаптации в условиях стрессовой нагрузки.
    • Развитие проактивности для превенции синдрома выгорания, критерии синдрома выгорания по МКБ-11.
    • Влияние макро- и микротравм, семейных установок на формирование психосоматических расстройств.
    • Пятишаговая модель позитивной динамической психотерапии.

    Практическая часть:

    • Ролевые техники для формирования и сплочения учебной группы.
    • Психодраматическая постановка: знакомство с возможностями позитивной психодрамы, повышение мотивации к обучению.
    • Методика позитивных реинтепритаций.
    • Методика позитивных аффирмаций.
    • Методика «Коллекционирование успехов» (В. Ю. Слабинский).
    • Методики развития проактивности (В. Ю. Слабинский, Н. М. Воищева).
    • Методика прогрессивной мышечной релаксации Джекобсона в модификации В. Ю. Слабинского.
    • Аутогенная тренировка по Шульцу.
    • Имажинативная методика «Три цвета» (В. Ю. Слабинский).
  • II ступень (онлайн). Психотерапия отношений

    В программе:

    Теоретическая часть:

    • История Петербургской школы психотерапии и метода ПДП.
    • История позитивного подхода в психотерапии от В. М. Бехтерева до М. Селигмана.
    • Сходство и различие ПДП и позитивной психотерапии Н. Пезешкиана.
    • Сходство и различие ПДП и личностно-ориентированной психотерапии по Б. Д. Карвасарскому, Л. Г. Исуриной, В. А. Ташлыкову.
    • Психология отношений Лазурского-Мясищева: личность как система отношений к миру, к себе, к другому, концепция конфликтогенеза.
    • Психотерапия как реституции здоровых и реконструкция нарушенных отношений личности по Зигель-Мясищеву.
    • Отношение к миру:
      • модель гармонии,
      • теория актуального конфликта,
      • концепция динамической гармонии как технология управления жизнью,
      • структурирование времени по Э. Берну в контексте актуального конфликта,
      • жизненный сценарий по Э. Берну и актуальный жизненный стиль по В. Ю. Слабинскому.
    • Отношение к себе:
      • модель идентификации,
      • теория базового конфликта,
      • теория развития Юнга-Нойманна,
      • критерии здоровой и больной личности по Делёзу-Гваттари,
      • женский и мужской архетипы по М. Волошину, С. Шпильрейн, К. Юнгу,
      • личность как матрица идентичностей по В. Ю. Слабинскому,
      • факторы кризиса идентичности и формирования множественной личности,
      • динамика формирования сферы «Я» и сферы «Ты» по С. Л. Франку,
      • влияние самооценки на «Ты-отношения»,
      • феномен психологических границ и ролевой иерархии в группах, сфера «Мы»,
      • сфера «Пра-мы» как отношение к предкам и потомкам,
      • структура коллективного бессознательного в ПДП,
      • экзистенциальные страхи по И. Ялому и экзистенциальные мечты по В. Ю. Слабинскому.
    • Отношение к другому:
      • модель характера,
      • теория ключевого конфликта,
      • взаимоотношения психотерапевта и клиента через призму сшибки характеров по В. Н. Мясищеву,
      • любовь и интерес как два вектора витальной энергии по В. Н. Мясищеву,
      • характер как адаптационная матрица,
      • ядро русского национального характера у женщин и мужчин,
      • многоуровневая коммуникация (метафоры, юмор, фольклор) в ПДП,
      • психотерапевтический диагноз как фиксация нарушений в системе отношений.

    Практическая часть

    • Полуструктурированное интервью для диагностики и коррекции актуального жизненного стиля (В. Ю. Слабинский).
    • Методика «Трансформация экзистенциальной мотивации» (В. Ю. Слабинский).
    • Приемы многоуровневой коммуникации (метафоры, фольклор, юмор) в ПДП.
    • Методика «Герб семьи: диагностика и коррекция сферы «Пра-Мы» (В. Ю. Слабинский).
    • Техника выявления избыточных и дефицитарных сфер, диагностики актуального конфликта.
    • Алгоритм составление плана психотерапевтической коррекции актуального конфликта.
    • Полуструктурированное психотерапевтическое интервью для диагностики и коррекции жизненного сценария, семейных скриптов (В. Ю. Слабинский).
    • Методика «Значимые люди»: диагностика особенностей формирования характера.
    • Методика «Анализ баланса любви и интереса» (Н. М. Воищева).
    • Методика «Автопортрет - коллаж идентичностей»: диагностика и психотерапия психосоматических проблем (В. Ю. Слабинский, Н. М. Воищева).
  • III ступень (очно). Формирование мета-навыков психотерапевта

    В программе:

    Теоретическая часть:

    • Секреты построения успешной психологической практики.
    • Мета-навыки психотерапевта: осознанность, включенность, управление временем, парящее внимание, ролевое переключение, эмпатия.
    • Заключение психотерапевтического контракта и построение психотерапевтического альянса.
    • Критерии эффективности психотерапии.
    • Правила ведения психотерапевтического процесса (сеттинг): время, место, оплата.

    Практическая часть:

    • Алгоритм управление временем в процессе психотерапевтической консультации.
    • Полуструктурированное психотерапевтическое интервью для диагностики и коррекции нарушений терапевтического процесса с сферах «индивидуальность - телесность», «результативность», «социальность - традиции», «духовность».
    • Дифференциально-аналитический опросник для супервизии качества комплаенса.
    • Практические приемы для ролевого переключения и выхода терапевта в мета-позицию.
  • IV ступень (онлайн). Глубинная психотерапия

    В программе:

    Теоретическая часть:

    • Проблема локализации бессознательного. Авторская концепция бессознательного в психологии отношений.
    • Вклад русских символистов в глубинную психологию и психотерапию.
    • Проблема валидности символических интерпретаций.
    • Герменевтическая ловушка как психотерапевтическая реальность.
    • Символизм в живописи эпохи Возрождения.
    • Правила анализа сложных символов.
    • Фактор времени в ПДП: прошлое, настоящее, будущее.
    • Возможности психолингвистического подхода в психотерапии: структурализм Соссюра, Лакана, Мясищева, деконструкция Дерриды, философия нестабильности Пригожина, эмоциональные режимы наблюдателя по Барту, дневной и ночной режимы по Дюрану, философия смысла Делёза.
    • Символический анализ модели гармонии.
    • Психологические коды сказок: пути инициации Красной королевы и Белой королевы.

    Практическая часть:

    • Биографический анализ по В. Н. Мясищеву
    • Сеанс-беседа. Психотерапевтические методики, разработанные в русле психолингвистического подхода для работы с глубинным материалом (В. Ю. Слабинский).
    • Инициационная терапия. Составление плана тренингов личностного роста в контексте психологии перехода с учетом транскультуральных особенностей и задач участников.
    • Методика «Древо характера»: психотерапия детско-родительской отношений (В. Ю. Слабинский).
    • Методика «Позитивная песочная психотерапия» (В. Ю. Слабинский).
    • Методика «Позитивная куклотерапия» (В. Ю. Слабинский, Н. М. Воищева).
  • V ступень (очно). Работа со сновидениями в позитивной динамической психотерапии

    В программе:

    Теоретическая часть:

    • Символическое измерение интегративной уровневой теории личности В. Ю. Слабинского и Н. М. Воищевой.
    • Символические миры Nigredo, Albedo, Rubedo (К. Г. Юнг).
    • Символический мир Inferno (А. Данте, И. А. Ефремов). 
    • Символический мир Amber (В. Ю. Слабинский).
    • История работы с материалом сновидений в античности и средние века. 
    • Анализ сновидений в психоанализе.
    • Российская школа анализа сновидений конца XIX – начала ХХ века.
    • Анализ сновидений в экзистенциальной психотерапии.

    Практическая часть:

    • Психодраматическая постановка «Петербургский салон конца XIX века».
    • Методика «Архетипические раскраски» (В. Ю. Слабинский).
    • Методика «Проективный тест отношений» (В. Ю. Слабинский).
    • Методика «Анализ сновидений в позитивной динамической психотерапии» (В. Ю. Слабинский).
    • Итоговая аттестация: зачет, тестирование, анализ сновидений.

Формы работы

лекции, семинары, дискуссии, практикумы, направленные на освоение диагностических и психотерапевтических методик, упражнения для отработки навыков психотерапевта, демонстрационные сессии, супервизия.

  • Объем программы 200 академических часов
  • Удостоверение о повышении квалификации. 

Материалы

Отзывы

Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.

  • Оксана, Волгодонск (10.08.2024)

    Познакомилась с богатейшей историей отечественной психотерапии. Очень качественная подача материала!

  • Ирина, Москва (10.08.2024)

    Полезно, интересно, новая информация и новый взгляд на подход в психотерапии.

  • Евгения, Санкт-Петербург (10.08.2024)

    Высочайший уровень преподавания! Понравилось, что была терапия + практика

Резюме

Консультант
Консультант
  • Консультант
    К сожалению, в данный момент я не на рабочем месте – напишите Ваш вопрос, я отвечу сразу, как только смогу