Вступление
В первый день всех очных ступеней занятия будут проходить с 11:00 до 18:00, в последующие дни - с 10:00 до 17:00. На онлайн-ступенях программы занятия каждый день будут проходить с 10:00 до 17:00. В течение учебного дня предусмотрены перерывы на обед и отдых.
Обучение предполагает сочетание очного и онлайн форматов. Занятия на 1-ой, 3-ей и 5-ой ступенях будут проводиться в очном формате в аудитории Института "Иматон", занятия на 2-ой и 4-ой ступенях будут проводиться в онлайн-формате на платформе ZOOM.
Программа требует последовательного прохождения ступеней: в нее нельзя включиться со 2-ой, 3-ей, 4-ой или 5-ой ступени. Это приводит к нарушению логики понимания и усвоения материала. Кроме того, включение новых участников в действующую группу оказывает существенное влияние на процессы групповой динамики и тормозит учебный процесс.
Позитивная динамическая психотерапия (ПДП) – современный эффективный отечественный подход, развивающий традицию Санкт-Петербургской школы психотерапии, основателем которой является Владимир Михайлович Бехтерев. Кратко линия преемственности его развитии выглядит следующим образом: патогенетическая психотерапия В. Н. Мясищева (1935) – личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Б. Д. Карвасарского (1975) – позитивная динамическая психотерапия В. Ю. Слабинского (2003).
ПДП опирается на позитивное экзистенциальное видение природы человека, характерное для Петербургской школы и нашедшее свое концентрированное выражение в философии Л. С. Франка. В этом состоит принципиальное отличие ПДП от западных школ экзистенцильной психотерапии, философские основания которых были заложены М. Хайдеггером, делающем акцент на одиночестве, беспомощности человека и бессмысленности его существования.
ПДП представляет собой научно-обоснованный метод, дающий осязаемые и измеряемые результаты, которые проявляются в реальных, видимых самому клиенту изменениях его жизни.
ПДП делает акцент на работу по протоколу и отличается высокой инструментальной оснащенностью. На сегодняшний в ее арсенале насчитывается более 50 диагностических и собственно психотерапевтических методик.
В данном подходе разработаны все три формы психотерапии: индивидуальная, семейная и групповая. Метод является универсальным и широко применяется в работе с неврозами, посттравматическими стрессовыми расстройствами, зависимостями, паническими атаками и фобиями, для коррекции семейных и детско-родительских отношений, для решения задач коучинга и личностного роста.
Метод ПДП зарегистрирован в системе Роспатента и успешно прошел общественную аккредитацию в крупнейших российских профессиональных психотерапевтических ассоциациях.
На обучение приглашаются начинающие и опытные специалисты в области психологического консультирования и психотерапии, вдохновленные описанными особенностями и возможностями позитивной поведенческой психотерапии.
В результате обучения участники смогут:
- познакомиться с методологией, отличительными особенностями и практическими возможностями отечественной Ленинградской – Петербургской школы психотерапии;
- изучить базовые понятия и концепции позитивной динамической психотерапии (теория личности, концепция здоровья и болезней, проактивность, жизнетворчество, актуальный жизненный стиль, экзистенциальные мечты, структура бессознательного);
- развить базовые навыки и освоить широкий арсенал психотерапевтических методик, необходимых для работы в данном подходе;
- получить опыт практического использования полученных знаний и навыков в терапии стрессовых расстройств, дисгармоничных жизненных сценариев, проблем самооценки и личностных границ, трудностей в межличностных отношениях, кризисов личностной и половой идентичности, экзистенциальных страхов, дефицита витальной энергии и др.
- проникнуться богатством отечественной психотерапевтической традиции и использовать ее для повышения собственного психотерапевтического мастерства.
-
I ступень (очно). Психотерапия стресса
В программе:
Теоретическая часть:
- Определение, особенности, принципы и содержание основных терминов ПДП.
- Психология стресса: триада Г. Селье, транзактная теория Кокса-Маккея, адаптационная энергия, закон Б. Голдстоуна.
- Патогенез и салютогенез А. Антоновского: концепция психологического здоровья и переворот в западной системе здравоохранения.
- Экзистенциальные аспекты ПДП: два полюса экзистенциализма 20 века, М. Хайдеггер и С. Л. Франка; экзистенциалы «Positum» и «Dasein».
- Уровневая теория личности А. Ф. Лазурского: жизненное функционирование, приспособляющийся индивид, жизнетворчество.
- Концепция проактивности В. Ю. Слабинского и Н. М. Воищевой: реактивное, активное, проактивное совладающее поведение.
- Уровневая теория мотивации В. Ф. Чижа; этические императивы по С. Л. Франку.
- Влияние уровня функционирования личности на процессы адаптации в условиях стрессовой нагрузки.
- Развитие проактивности для превенции синдрома выгорания, критерии синдрома выгорания по МКБ-11.
- Влияние макро- и микротравм, семейных установок на формирование психосоматических расстройств.
- Пятишаговая модель позитивной динамической психотерапии.
Практическая часть:
- Ролевые техники для формирования и сплочения учебной группы.
- Психодраматическая постановка: знакомство с возможностями позитивной психодрамы, повышение мотивации к обучению.
- Методика позитивных реинтепритаций.
- Методика позитивных аффирмаций.
- Методика «Коллекционирование успехов» (В. Ю. Слабинский).
- Методики развития проактивности (В. Ю. Слабинский, Н. М. Воищева).
- Методика прогрессивной мышечной релаксации Джекобсона в модификации В. Ю. Слабинского.
- Аутогенная тренировка по Шульцу.
- Имажинативная методика «Три цвета» (В. Ю. Слабинский).
-
II ступень (онлайн). Психотерапия отношений
В программе:
Теоретическая часть:
- История Петербургской школы психотерапии и метода ПДП.
- История позитивного подхода в психотерапии от В. М. Бехтерева до М. Селигмана.
- Сходство и различие ПДП и позитивной психотерапии Н. Пезешкиана.
- Сходство и различие ПДП и личностно-ориентированной психотерапии по Б. Д. Карвасарскому, Л. Г. Исуриной, В. А. Ташлыкову.
- Психология отношений Лазурского-Мясищева: личность как система отношений к миру, к себе, к другому, концепция конфликтогенеза.
- Психотерапия как реституции здоровых и реконструкция нарушенных отношений личности по Зигель-Мясищеву.
-
Отношение к миру:
- модель гармонии,
- теория актуального конфликта,
- концепция динамической гармонии как технология управления жизнью,
- структурирование времени по Э. Берну в контексте актуального конфликта,
- жизненный сценарий по Э. Берну и актуальный жизненный стиль по В. Ю. Слабинскому.
-
Отношение к себе:
- модель идентификации,
- теория базового конфликта,
- теория развития Юнга-Нойманна,
- критерии здоровой и больной личности по Делёзу-Гваттари,
- женский и мужской архетипы по М. Волошину, С. Шпильрейн, К. Юнгу,
- личность как матрица идентичностей по В. Ю. Слабинскому,
- факторы кризиса идентичности и формирования множественной личности,
- динамика формирования сферы «Я» и сферы «Ты» по С. Л. Франку,
- влияние самооценки на «Ты-отношения»,
- феномен психологических границ и ролевой иерархии в группах, сфера «Мы»,
- сфера «Пра-мы» как отношение к предкам и потомкам,
- структура коллективного бессознательного в ПДП,
- экзистенциальные страхи по И. Ялому и экзистенциальные мечты по В. Ю. Слабинскому.
-
Отношение к другому:
- модель характера,
- теория ключевого конфликта,
- взаимоотношения психотерапевта и клиента через призму сшибки характеров по В. Н. Мясищеву,
- любовь и интерес как два вектора витальной энергии по В. Н. Мясищеву,
- характер как адаптационная матрица,
- ядро русского национального характера у женщин и мужчин,
- многоуровневая коммуникация (метафоры, юмор, фольклор) в ПДП,
- психотерапевтический диагноз как фиксация нарушений в системе отношений.
Практическая часть
- Полуструктурированное интервью для диагностики и коррекции актуального жизненного стиля (В. Ю. Слабинский).
- Методика «Трансформация экзистенциальной мотивации» (В. Ю. Слабинский).
- Приемы многоуровневой коммуникации (метафоры, фольклор, юмор) в ПДП.
- Методика «Герб семьи: диагностика и коррекция сферы «Пра-Мы» (В. Ю. Слабинский).
- Техника выявления избыточных и дефицитарных сфер, диагностики актуального конфликта.
- Алгоритм составление плана психотерапевтической коррекции актуального конфликта.
- Полуструктурированное психотерапевтическое интервью для диагностики и коррекции жизненного сценария, семейных скриптов (В. Ю. Слабинский).
- Методика «Значимые люди»: диагностика особенностей формирования характера.
- Методика «Анализ баланса любви и интереса» (Н. М. Воищева).
- Методика «Автопортрет - коллаж идентичностей»: диагностика и психотерапия психосоматических проблем (В. Ю. Слабинский, Н. М. Воищева).
-
III ступень (очно). Формирование мета-навыков психотерапевта
В программе:
Теоретическая часть:
- Секреты построения успешной психологической практики.
- Мета-навыки психотерапевта: осознанность, включенность, управление временем, парящее внимание, ролевое переключение, эмпатия.
- Заключение психотерапевтического контракта и построение психотерапевтического альянса.
- Критерии эффективности психотерапии.
- Правила ведения психотерапевтического процесса (сеттинг): время, место, оплата.
Практическая часть:
- Алгоритм управление временем в процессе психотерапевтической консультации.
- Полуструктурированное психотерапевтическое интервью для диагностики и коррекции нарушений терапевтического процесса с сферах «индивидуальность - телесность», «результативность», «социальность - традиции», «духовность».
- Дифференциально-аналитический опросник для супервизии качества комплаенса.
- Практические приемы для ролевого переключения и выхода терапевта в мета-позицию.
-
IV ступень (онлайн). Глубинная психотерапия
В программе:
Теоретическая часть:
- Проблема локализации бессознательного. Авторская концепция бессознательного в психологии отношений.
- Вклад русских символистов в глубинную психологию и психотерапию.
- Проблема валидности символических интерпретаций.
- Герменевтическая ловушка как психотерапевтическая реальность.
- Символизм в живописи эпохи Возрождения.
- Правила анализа сложных символов.
- Фактор времени в ПДП: прошлое, настоящее, будущее.
- Возможности психолингвистического подхода в психотерапии: структурализм Соссюра, Лакана, Мясищева, деконструкция Дерриды, философия нестабильности Пригожина, эмоциональные режимы наблюдателя по Барту, дневной и ночной режимы по Дюрану, философия смысла Делёза.
- Символический анализ модели гармонии.
- Психологические коды сказок: пути инициации Красной королевы и Белой королевы.
Практическая часть:
- Биографический анализ по В. Н. Мясищеву
- Сеанс-беседа. Психотерапевтические методики, разработанные в русле психолингвистического подхода для работы с глубинным материалом (В. Ю. Слабинский).
- Инициационная терапия. Составление плана тренингов личностного роста в контексте психологии перехода с учетом транскультуральных особенностей и задач участников.
- Методика «Древо характера»: психотерапия детско-родительской отношений (В. Ю. Слабинский).
- Методика «Позитивная песочная психотерапия» (В. Ю. Слабинский).
- Методика «Позитивная куклотерапия» (В. Ю. Слабинский, Н. М. Воищева).
-
V ступень (очно). Работа со сновидениями в позитивной динамической психотерапии
В программе:
Теоретическая часть:
- Символическое измерение интегративной уровневой теории личности В. Ю. Слабинского и Н. М. Воищевой.
- Символические миры Nigredo, Albedo, Rubedo (К. Г. Юнг).
- Символический мир Inferno (А. Данте, И. А. Ефремов).
- Символический мир Amber (В. Ю. Слабинский).
- История работы с материалом сновидений в античности и средние века.
- Анализ сновидений в психоанализе.
- Российская школа анализа сновидений конца XIX – начала ХХ века.
- Анализ сновидений в экзистенциальной психотерапии.
Практическая часть:
- Психодраматическая постановка «Петербургский салон конца XIX века».
- Методика «Архетипические раскраски» (В. Ю. Слабинский).
- Методика «Проективный тест отношений» (В. Ю. Слабинский).
- Методика «Анализ сновидений в позитивной динамической психотерапии» (В. Ю. Слабинский).
- Итоговая аттестация: зачет, тестирование, анализ сновидений.
Формы работы
лекции, семинары, дискуссии, практикумы, направленные на освоение диагностических и психотерапевтических методик, упражнения для отработки навыков психотерапевта, демонстрационные сессии, супервизия.
Материалы
Предлагаем Вам посмотреть видеозаписи открытых встреч с В.Ю.Слабинским
Видеоматериалы:
Отзывы
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
-
Оксана, Волгодонск (10.08.2024)
Познакомилась с богатейшей историей отечественной психотерапии. Очень качественная подача материала!
-
Ирина, Москва (10.08.2024)
Полезно, интересно, новая информация и новый взгляд на подход в психотерапии.
-
Евгения, Санкт-Петербург (10.08.2024)
Высочайший уровень преподавания! Понравилось, что была терапия + практика
Резюме
Выберите формат участия в прогрмме:
Отечественная школа позитивной динамической психотерапии: пролонгированный курс подготовки специалистов