Вступление
Объединяя в себе достижения психологии, психотерапии, музыкальное искусство и медицину, музыкальная психотерапия представляет собой целенаправленное использование музыки как терапевтического средства. Она «является неотъемлемой частью осознанно формируемого терапевтического отношения, в котором применяются вербальная и невербальная коммуникация, а также различные психологические средства и методы. Ее цель – способствовать восстановлению, сохранению и улучшению духовного, интеллектуального и физического здоровья человека» (Г. Г. Декер-Фойгт и др., 2011).
В настоящий момент данный вид терапии искусством широко используется в европейской и американской системах здравоохранения и психологической помощи. Он находит применение в психиатрии, неонатологии, психосоматике, терапии и реабилитации клиентов с ограниченными возможностями здоровья, неврологической реабилитация, онкологии и внутренней медицине, паллиативной медицине и хосписах, гериатрии.
В России традиционно наибольшее распространение получила преимущественно пассивная или рецептивная форма. В данной обучающей программе основное внимание будет уделено относительно новому для отечественных специалистов направлению – активной музыкальной психотерапии, включающей игру на простых в освоении инструментах и использование голоса.
Программа адресована широкому кругу специалистов: психологам, психотерапевтам, медицинским, социальным и музыкальным работникам, студентам старших курсов психологических факультетов, а также всем, кто интересуется вопросами психологического и терапевтического воздействия музыки.
В результате обучения участники смогут:
- познакомиться с базовыми понятиями и школами музыкальной терапии;
- составить представление о возможностях и ограничениях ее терапевтического воздействия;
- освоить на практике техники и упражнения с применением разнообразных инструментов;
- использовать полученные знания и навыки в психологической работе с разными категориями клиентов.
-
I ступень. Базовые понятия
В программе:
- Место в общем психотерапевтическом поле, соотношение с другими невербальными методиками терапии творческим самовыражением.
- Музыкальная психотерапия, медицина и психология.
- Представления о заболеваниях и способах их лечения на различных этапах развития человеческого общества.
- История развития методов терапии, основанных на применении музыки.
- Цели, задачи и области применения.
- Основы нейрофизиологии в контексте терапевтического воздействия музыки.
- Средства музыкальной выразительности и их воздействие на физиологические процессы и эмоциональную сферу человека.
- Трофотропная и эрготропная музыка.
- Эквивалентная, компенсаторная и комплиментарная функции музыки.
- Основные структурные элементы: ритм, динамика, мелодия, созвучие и форма.
- Символика и апеллятивные особенности инструментов (корпус, цвет, размер, форма и предполагаемое звучание).
- Современные школы музыкальной терапии: антропософский подход, школа П. Нордоффа и К. Роббинса, регулятивная школа Х. Швабе; интегративный и глубинно ориентированный подходы.
-
II ступень. Терапевтические формы и методы
В программе:
- Индивидуальные и групповые виды терапевтического музыкального воздействия.
- Специфические техники работы.
- Структура терапевтической сессии.
- Рецептивная (пассивная) и активная формы.
- Место и роль импровизация.
- Вербальные аспекты терапии искусством.
- Возможности диагностики в данном направлении психотерапии.
- Оборудование кабинета: минимальный необходимый набор инструментов (по М. Пристли).
- Выбор инструмента клиентом: психологический анализ.
- Апеллятивный спектр инструментов и иерархия потребностей клиента (по М. Клифиусу).
- Интермодальные методы психотерапии (музыка, движение, прикосновение, рисование, речь и др.).
- Музыкально-терапевтический практикум.
-
III ступень. Возможности работы с разными категориями клиентов
В программе:
- Жизненный цикл человека и формирование индивида с точки зрения музыкальной психологии (Г.Г. Декер-Фойгту).
- Взаимосвязь между психологией развития (Д. Стерн), основными структурными элементами музыки и свойствами личности.
- Возможности укрепления и сохранения нервно-психического здоровья, решения психологических проблем, гармонизации личности и межличностных отношений.
- Использование музыкальной психотерапии в различные возрастные периоды (беременность, неонатология, детский возраст, гериатрия).
- Возможности терапии неврозов, личностных и психосоматических расстройств.
- Использование музыки в лечении и реабилитации психически и соматически больных, в паллиативном уходе и хосписах.
- Супервизия самостоятельной работы участников.
Формы работы
мини-лекции, практические индивидуальные и групповые упражнения, отработка специфических навыков, демонстрация видеоматериалов, супервизия.
В программе предусмотрен 1 выходной день.
По итогам обучения участники получают удостоверение о повышении квалификации в области музыкальной психотерапии, которое учитывается при аттестации и подтверждает право дипломированных специалистов применять освоенные методы на практике.
Материалы
Предлагаем Вам посмотреть видеоматериалы лекций, открытых встреч и мастер-классов преподавателей:
- топ-лекторий с участием С.М.Бабина и В.Е.Кагана в рамках XII Санкт-Петербургского Саммита психологов «Экзистенциальная психология старости»
- мастер класс в рамках VIII Санкт-Петербургского Саммита психологов «Музыкотерапия.Жизненный цикл человека»
- пленарный доклад в рамках VII Санкт-Петербургского Саммита психологов «Психотерапевтическое сообщество: мифы и реальность»
Предлагаем Вам познакомиться с образовательной программой семинара
Отзывы
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
-
Татьяна, Минск (02.10.2024)
Много теории и много практики. Сначала показалось немного затянуто, но потом это чувство рассеялось. Достаточно динамично и комфортно. Были и теоретическая и практическая части, объемная обратная связь, обсуждения, проработки.
-
Татьяна, Москва (04.10.2022)
Наиболее полезно: практика, супервизия, практические упражнения-методы.
-
Евгения, Тула (15.07.2021)
Очень насыщенный, познавательный семинар. Впечатлений много. Очень ярко. В балансе получение теории и практическая отработка. Наиболее полезной оказалась возможность посмотреть на вопросы с другой стороны.
Резюме
Выберите формат участия в прогрмме:
Основы музыкальной психотерапии