9

Вступление

Объединяя в себе достижения психологии, психотерапии, музыкальное искусство и медицину, музыкальная психотерапия представляет собой целенаправленное использование музыки как терапевтического средства. Она «является неотъемлемой частью осознанно формируемого терапевтического отношения, в котором применяются вербальная и невербальная коммуникация, а также различные психологические средства и методы. Ее цель – способствовать восстановлению, сохранению и улучшению духовного, интеллектуального и физического здоровья человека» (Г. Г. Декер-Фойгт и др., 2011).

В настоящий момент данный вид терапии искусством широко используется в европейской и американской системах здравоохранения и психологической помощи. Он находит применение в психиатрии, неонатологии, психосоматике, терапии и реабилитации клиентов с ограниченными возможностями здоровья, неврологической реабилитация, онкологии и внутренней медицине, паллиативной медицине и хосписах, гериатрии.

В России традиционно наибольшее распространение получила преимущественно пассивная или рецептивная форма. В данной обучающей программе основное внимание будет уделено относительно новому для отечественных специалистов направлению – активной музыкальной психотерапии, включающей игру на простых в освоении инструментах и использование голоса.

Программа адресована широкому кругу специалистов: психологам, психотерапевтам, медицинским, социальным и музыкальным работникам, студентам старших курсов психологических факультетов, а также всем, кто интересуется вопросами психологического и терапевтического воздействия музыки. 

В результате обучения участники смогут:

  • познакомиться с базовыми понятиями и школами музыкальной терапии;
  • составить представление о возможностях и ограничениях ее терапевтического воздействия;
  • освоить на практике техники и упражнения с применением разнообразных инструментов;
  • использовать полученные знания и навыки в психологической работе с разными категориями клиентов.
  • I ступень. Базовые понятия

    В программе:

    • Место в общем психотерапевтическом поле, соотношение с другими невербальными методиками терапии творческим самовыражением. 
    • Музыкальная психотерапия, медицина и психология.
    • Представления о заболеваниях и способах их лечения на различных этапах развития человеческого общества. 
    • История развития методов терапии, основанных на применении музыки. 
    • Цели, задачи и области применения. 
    • Основы нейрофизиологии в контексте терапевтического воздействия музыки. 
    • Средства музыкальной выразительности и их воздействие на физиологические процессы и эмоциональную сферу человека. 
    • Трофотропная и эрготропная музыка.
    • Эквивалентная, компенсаторная и комплиментарная функции музыки.
    • Основные структурные элементы: ритм, динамика, мелодия, созвучие и форма.
    • Символика и апеллятивные особенности инструментов (корпус, цвет, размер, форма и предполагаемое звучание).
    • Современные школы музыкальной терапии: антропософский подход, школа П. Нордоффа и К. Роббинса, регулятивная школа Х. Швабе; интегративный и глубинно ориентированный подходы.
  • II ступень. Терапевтические формы и методы

    В программе:

    • Индивидуальные и групповые виды терапевтического музыкального воздействия.
    • Специфические техники работы.
    • Структура терапевтической сессии.
    • Рецептивная (пассивная) и активная формы.
    • Место и роль импровизация.
    • Вербальные аспекты терапии искусством.
    • Возможности диагностики в данном направлении психотерапии.
    • Оборудование кабинета: минимальный необходимый набор инструментов (по М. Пристли).
    • Выбор инструмента клиентом: психологический анализ. 
    • Апеллятивный спектр инструментов и иерархия потребностей клиента (по М. Клифиусу).
    • Интермодальные методы психотерапии (музыка, движение, прикосновение, рисование, речь и др.).
    • Музыкально-терапевтический практикум.
  • III ступень. Возможности работы с разными категориями клиентов

    В программе:

    • Жизненный цикл человека и формирование индивида с точки зрения музыкальной психологии  (Г.Г. Декер-Фойгту).
    • Взаимосвязь между психологией развития (Д. Стерн), основными структурными элементами музыки и свойствами личности.
    • Возможности укрепления и сохранения нервно-психического здоровья, решения психологических проблем, гармонизации личности и межличностных отношений.
    • Использование музыкальной психотерапии в различные возрастные периоды (беременность, неонатология, детский возраст, гериатрия).
    • Возможности терапии неврозов, личностных и психосоматических расстройств.
    • Использование музыки в лечении и реабилитации психически и соматически больных, в паллиативном уходе и хосписах.
    • Супервизия самостоятельной работы участников.

Формы работы

мини-лекции, практические индивидуальные и групповые упражнения, отработка специфических навыков, демонстрация видеоматериалов, супервизия.

  • Объем программы 72 академических часа
  • Удостоверение о повышении квалификации. 
Внимание!

В программе предусмотрен 1 выходной день.
По итогам обучения участники получают удостоверение о повышении квалификации в области музыкальной психотерапии, которое учитывается при аттестации и подтверждает право дипломированных специалистов применять освоенные методы на практике.

Материалы

Предлагаем Вам посмотреть видеоматериалы лекций, открытых встреч и мастер-классов преподавателей:

Предлагаем Вам познакомиться с образовательной программой семинара

Отзывы

Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.

  • Татьяна, Минск (02.10.2024)

    Много теории и много практики. Сначала показалось немного затянуто, но потом это чувство рассеялось. Достаточно динамично и комфортно. Были и теоретическая и практическая части, объемная обратная связь, обсуждения, проработки.

  • Татьяна, Москва (04.10.2022)

    Наиболее полезно: практика, супервизия, практические упражнения-методы.

  • Евгения, Тула (15.07.2021)

    Очень насыщенный, познавательный семинар. Впечатлений много. Очень ярко. В балансе получение теории и практическая отработка. Наиболее полезной оказалась возможность посмотреть на вопросы с другой стороны.

Резюме

Консультант
Консультант
  • Консультант
    К сожалению, в данный момент я не на рабочем месте – напишите Ваш вопрос, я отвечу сразу, как только смогу