9

Вступление

Всемирно известный психотерапевт Дональд Вудс Винникотт на основе теории объектных отношений и своей 40-летней психологической практики разработал собственную методику краткосрочного консультирования семей с детьми. Отличительной особенностью методики является достижение специалистом за короткий срок (от одной до нескольких встреч) трех целей:

  • формирование доверительного контакта с ребенком и его семьей;
  • определение причин психологических проблем (диагностика);
  • психотерапевтическая поддержка (интервенция).

Методика получила широкую известность среди зарубежных специалистов и доказала эффективность подхода Д. В. Винникотта в самых разных клинических условиях - частной практике, больнице, школе, детском саду, социальном центре.
Экологичность и практикоориентированность подхода делает его подходящим для широкого круга клиентских запросов:

  • коррекция психоэмоционального состояния;
  • решение внутри- и межличностных конфликтов;
  • работа с детско-родительскими и сиблинговыми отношениями;
  • коррекция страхов, агрессии, невротических, психосоматических симптомов (заикания, энуреза и др.);
  • коррекция асоциального поведения (воровство, патологическая ложь, уходы из дома и др.);
  • работа с пограничными состояниями.

На семинаре будет представлен классический вариант методики, разобраны практические кейсы Д. В. Винникотта, еще не опубликованные на русском языке, и клинические примеры из опыта ведущего.

Семинар рассчитан на широкий круг специалистов, работающих с детьми, подростками и их семьями - психологов, психотерапевтов, педагогов, социальных работников, врачей, медсестер, воспитателей, тьюторов, студентов старших курсов профильных учебных заведений.

В результате обучения участники смогут:

  • сформировать представление об основных принципах и правилах краткосрочного психологического консультирования семей с детьми по Д. В. Винникотту;
  • освоить алгоритм психологической консультации: ключевые цели и три основные фазы;
  • понять особенности проведения психологической диагностики и коррекции на консультации в зависимости от характера проблемы и возраста ребенка;
  • освоить методы и технические приемы организации и проведения психологической консультации (проведение интервью со всеми членами семьи, сбор анамнеза и катамнеза, использование рисунков, проведение свободной игры; работа с переходными объектами, снами, фантазиями и др.);
  • применять полученные знания и навыки в работе со сложными случаями и антисоциальным поведением у детей и подростков;
  • получить опыт профессиональной супервизии в онлайн-формате.
  • I ступень. Базовый уровень

    В программе:

    • Личность Д.В. Винникотта, его роль в психологии развития и практической психологии.
    • Основные принципы и правила краткосрочного психологического консультирования семей с детьми по Д.В. Винникотту.
    • Ключевые цели:
      • установление доверительного контакта;
      • диагностика психологической проблемы;
      • психотерапевтическая интервенция: коррекция, поддержка.
    • Алгоритм проведения психологической консультации:
      • фаза контакта и погружения в работу, предварительные гипотезы;
      • фаза глубокой работы, выделение темы (тем), работа с темой;
      • фаза подъема и выхода из работы, поддержка клиента и завершение консультации;
      • этапы переоценки и их роль в консультации.
    • Методы и техники работы:
      • интервью и его особенности в краткосрочном консультировании;
      • наблюдение за ребенком, язык тела и его связь с симптомами;
      • «Игра в каракули» в оригинальной версии Д.В. Винникотта;
      • анализ и интерпретация рисунков и свободной игры ребенка;
      • диагностическая и терапевтическая работа с переходными объектами, снами и фантазиями.
    • Особенности проведения консультации с детьми разных возрастов: дошкольный, младший школьный, подростковый, ранний юношеский.
    • Консультирование родителей. Сбор анамнеза и катамнеза. Учет особенностей семейного окружения и индивидуально-личностных черт членов семьи.
  • II ступень. Работа со сложными случаями

    В программе:

    • Психологическая помощь ребенку с пограничными жалобами и симптомами.
    • Переходные феномены: значение пробуждения и засыпания.
    • Особенности работы со снами, фантазиями и навязчивыми образами в сложных случаях.
    • Работа с враждебностью и отрицанием.
    • Анализ клинических случаев:
      • расщепление и спутанность сознания;
      • шизоидное развитие личности;
      • последствия подавленной ненависти;
      • аффективные расстройства (маниакальные и депрессивные симптомы);
      • патологические привычки и склонности.
    • Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
    • Взаимодействие с семьей. Консультирование родителей. Использование семейного окружения и объектных отношений как психологического ресурса помощи ребенку.
  • III ступень. Коррекция асоциального поведения

    В программе:

    • Концепция асоциального поведения Д.В. Винникотта: причины, варианты развития, психотерапевтическое решение.
    • Особенности проведения краткосрочного психологического консультирования ребенка, отрицающего социальные нормы и правила.
    • Вторичные выгоды и их влияние на развитие асоциального поведения.
    • Отрицание своего поведения и диссоциация: особенности работы.
    • Рисунки и символы, характерные для детей, не принимающих социальные нормы и правила.
    • Анализ клинических случаев:
      • навязчивое воровство;
      • агрессия и самоповреждение;
      • патологическая ложь;
      • нарушение социальных правил и норм;
      • самовольные уходы из дома, бродяжничество;
      • компульсивное стремление к поджогам;
      • родитель, проявляющий асоциальные склонности.
    • Проявления асоциального поведения в разном возрасте: раннем, дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском.
    • Работа с семьей. Помощь родителям в принятии ответственности за ребенка, активном участии в психотерапии, взаимодействии с социальными, медицинскими и образовательными службами.
    • Профилактика эмоционального выгорания психолога в работе с асоциальным поведением. Принятие границ своих возможностей.

Формы работы

мини-лекции с демонстрацией, практические упражнения, работа с кейсами, обсуждение, ответы на вопросы.

  • Объем программы 72 академических часа
  • Удостоверение о повышении квалификации. 

Отзывов пока нет

Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.

Резюме

Консультант
Консультант
  • Консультант
    К сожалению, в данный момент я не на рабочем месте – напишите Ваш вопрос, я отвечу сразу, как только смогу