Вступление
Всемирно известный психотерапевт Дональд Вудс Винникотт на основе теории объектных отношений и своей 40-летней психологической практики разработал собственную методику краткосрочного консультирования семей с детьми. Отличительной особенностью методики является достижение специалистом за короткий срок (от одной до нескольких встреч) трех целей:
- формирование доверительного контакта с ребенком и его семьей;
- определение причин психологических проблем (диагностика);
- психотерапевтическая поддержка (интервенция).
Методика получила широкую известность среди зарубежных специалистов и доказала эффективность подхода Д. В. Винникотта в самых разных клинических условиях - частной практике, больнице, школе, детском саду, социальном центре.
Экологичность и практикоориентированность подхода делает его подходящим для широкого круга клиентских запросов:
- коррекция психоэмоционального состояния;
- решение внутри- и межличностных конфликтов;
- работа с детско-родительскими и сиблинговыми отношениями;
- коррекция страхов, агрессии, невротических, психосоматических симптомов (заикания, энуреза и др.);
- коррекция асоциального поведения (воровство, патологическая ложь, уходы из дома и др.);
- работа с пограничными состояниями.
На семинаре будет представлен классический вариант методики, разобраны практические кейсы Д. В. Винникотта, еще не опубликованные на русском языке, и клинические примеры из опыта ведущего.
Семинар рассчитан на широкий круг специалистов, работающих с детьми, подростками и их семьями - психологов, психотерапевтов, педагогов, социальных работников, врачей, медсестер, воспитателей, тьюторов, студентов старших курсов профильных учебных заведений.
В результате обучения участники смогут:
- сформировать представление об основных принципах и правилах краткосрочного психологического консультирования семей с детьми по Д. В. Винникотту;
- освоить алгоритм психологической консультации: ключевые цели и три основные фазы;
- понять особенности проведения психологической диагностики и коррекции на консультации в зависимости от характера проблемы и возраста ребенка;
- освоить методы и технические приемы организации и проведения психологической консультации (проведение интервью со всеми членами семьи, сбор анамнеза и катамнеза, использование рисунков, проведение свободной игры; работа с переходными объектами, снами, фантазиями и др.);
- применять полученные знания и навыки в работе со сложными случаями и антисоциальным поведением у детей и подростков;
- получить опыт профессиональной супервизии в онлайн-формате.
-
I ступень. Базовый уровень
В программе:
- Личность Д.В. Винникотта, его роль в психологии развития и практической психологии.
- Основные принципы и правила краткосрочного психологического консультирования семей с детьми по Д.В. Винникотту.
-
Ключевые цели:
- установление доверительного контакта;
- диагностика психологической проблемы;
- психотерапевтическая интервенция: коррекция, поддержка.
-
Алгоритм проведения психологической консультации:
- фаза контакта и погружения в работу, предварительные гипотезы;
- фаза глубокой работы, выделение темы (тем), работа с темой;
- фаза подъема и выхода из работы, поддержка клиента и завершение консультации;
- этапы переоценки и их роль в консультации.
-
Методы и техники работы:
- интервью и его особенности в краткосрочном консультировании;
- наблюдение за ребенком, язык тела и его связь с симптомами;
- «Игра в каракули» в оригинальной версии Д.В. Винникотта;
- анализ и интерпретация рисунков и свободной игры ребенка;
- диагностическая и терапевтическая работа с переходными объектами, снами и фантазиями.
- Особенности проведения консультации с детьми разных возрастов: дошкольный, младший школьный, подростковый, ранний юношеский.
- Консультирование родителей. Сбор анамнеза и катамнеза. Учет особенностей семейного окружения и индивидуально-личностных черт членов семьи.
-
II ступень. Работа со сложными случаями
В программе:
- Психологическая помощь ребенку с пограничными жалобами и симптомами.
- Переходные феномены: значение пробуждения и засыпания.
- Особенности работы со снами, фантазиями и навязчивыми образами в сложных случаях.
- Работа с враждебностью и отрицанием.
-
Анализ клинических случаев:
- расщепление и спутанность сознания;
- шизоидное развитие личности;
- последствия подавленной ненависти;
- аффективные расстройства (маниакальные и депрессивные симптомы);
- патологические привычки и склонности.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Взаимодействие с семьей. Консультирование родителей. Использование семейного окружения и объектных отношений как психологического ресурса помощи ребенку.
-
III ступень. Коррекция асоциального поведения
В программе:
- Концепция асоциального поведения Д.В. Винникотта: причины, варианты развития, психотерапевтическое решение.
- Особенности проведения краткосрочного психологического консультирования ребенка, отрицающего социальные нормы и правила.
- Вторичные выгоды и их влияние на развитие асоциального поведения.
- Отрицание своего поведения и диссоциация: особенности работы.
- Рисунки и символы, характерные для детей, не принимающих социальные нормы и правила.
-
Анализ клинических случаев:
- навязчивое воровство;
- агрессия и самоповреждение;
- патологическая ложь;
- нарушение социальных правил и норм;
- самовольные уходы из дома, бродяжничество;
- компульсивное стремление к поджогам;
- родитель, проявляющий асоциальные склонности.
- Проявления асоциального поведения в разном возрасте: раннем, дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском.
- Работа с семьей. Помощь родителям в принятии ответственности за ребенка, активном участии в психотерапии, взаимодействии с социальными, медицинскими и образовательными службами.
- Профилактика эмоционального выгорания психолога в работе с асоциальным поведением. Принятие границ своих возможностей.
Формы работы
мини-лекции с демонстрацией, практические упражнения, работа с кейсами, обсуждение, ответы на вопросы.
Отзывов пока нет
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
Резюме
Выберите формат участия в прогрмме:
Краткосрочное психологическое консультирование семей с детьми (концепция Д. В. Винникотта)