Вступление
«Это факт, что процесс воспитания ребенка - долгий, тяжелый труд,
награда за который не всегда очевидна сразу.
Это труд, который недооценен, и родители нуждаются
в человеческом отношении и поддержке, как и их дети»
Бенджамин Спок
Стремительный информационно-технический прогресс глубоко изменил жизнь и повлиял на процесс воспитания детей. От современных мам и пап требуется большая, чем ранее, активность и вовлеченность в жизнь ребенка. Это привело, с одной стороны, к интенсификации процесса воспитания, а с другой стороны, к смешиванию социальных ролей и функций родителей. Многозадачность и повышенная ответственность современных родителей привели к появлению феномена родительского выгорания (РВ), которое проявляется в сильном истощении, связанном с воспитанием детей, эмоциональным дистанцированием от них, потерей удовольствия от родительской роли, а также контрастом между прежним и нынешним родительским «Я».
Родительское выгорание пока не признается отдельным заболеванием в отличие от профессионального выгорания, которое ВОЗ включила в МКБ. Однако, специалисты бьют тревогу и подтверждают наличие проблемы. Феномен может быть очень разрушительным и наносить серьезный вред физическому и психическому здоровью родителей, негативно влиять на внутрисемейные отношения и, в конечном счете, на ребенка.
Программа адресована широкому кругу специалистов, работающих с семьями и неравнодушным родителям.
В результате обучения участники смогут:
- систематизировать имеющиеся представления о феномене психоэмоционального выгорания, в целом, и специфических особенностях РВ;
- понять направления и мишени психологической помощи родителям на разных стадиях психоэмоционального истощения;
- пополнить методический арсенал практическими заданиями и упражнениями, направленными на предотвращение РВ и минимизацию его последствий;
- получить методические рекомендации для организации и проведения психокоррекционных групповых занятий с родителями;
- провести самодиагностику и оценить собственные профессиональные ресурсы для работы с родителями;
- использовать полученные знания и навыки не только в профессиональной деятельности, но и для профилактики своего эмоционального выгорания.
В программе
- Понятия «родительское выгорание», «родительская ресурсность», «родительское благополучие».
- Феномен РВ: предпосылки, симптоматика, стадии протекания.
- Направления и методы психопрофилактики и психокоррекции РВ.
- Особенности построения групповых занятий с родителями. Позиция ведущего. Безопасная среда для эффективных коллабораций.
-
Психологический практикум:
- исследование выраженности симптомов и имеющихся рисков эмоционального истощения;
- адекватные представления о родительстве («Идеальный и хороший родитель, каким быть?», «Плохая хорошая мама»);
- арт-терапевтические стратегии преодоления родительского неблагополучия («Все мы родом из детства…», «Деловой торт», «Линия конфликта» и др.);
- технологии быстрого восстановления, пролонгированные пути оптимизации психоэмоционального состояния;
- ресурсный родительский Коллоквиум, создание индивидуальных проектов.
- Профилактика профессионального выгорания специалистов – ведущих родительских групп.
Формы работы
мини-лекции с опорой на презентацию, выполнение арт-заданий и творческих упражнений, тематический коллоквиум, методические комментарии, рефлексия, групповое обсуждение.
Материалы
Предлагаем Вам посмотреть видеозаписи мастер-классов и выступлений Е. Л. Глибиной:
- «Кинотерапия как путь к осознанию ресурсов для воспитания приемного ребенка»
- «Помощь женщинам в трудной жизненной ситуации»
- «Отличия в воспитании мальчиков и девочек»
- Фрагмент вебинара «Как реагируют на стресс и утомление мужчины и мальчики — и женщины и девочки»
- Мастер-класс в рамках 14-го Санкт-Петербургского Саммита психологов «Будущее — зеркало без стекла». Гендерные аспекты профилактики профессионального выгорания»
Видеоматериалы:
Отзывов пока нет
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
Резюме
Выберите формат участия в прогрмме:
Феномен родительского выгорания: методы психопрофилактики и психокоррекции