Вступление
Программа рассчитана на психологов, педагогов, социальных работников, художников, преподавателей живописи, руководителей детских художественных кружков и студий эстетического воспитания, музейных педагогов, студентов профильных факультетов, а также всех заинтересованных данной темой специалистов.
За материальной, видимой стороной художественного произведения, всегда скрыта невидимая, невыразимая, но при этом, наиболее важная его часть. Мир вокруг полон красоты и Высшего смысла, а задача человека – их обрести. Любой человек с его сенсорными возможностями, памятью, воображением и эмоциями способен превратить искусство из области развлечения и удовольствия в область духовную, способствующую его возвышению.
На семинаре будет представлена авторская техника «Чувство искусства», позволяющая каждому человеку приблизиться к полноценному диалогу с художественными произведениями. В этом волшебном процессе мы может не только получать эстетическое удовольствие, ощущать психотерапевтические эффекты раскрепощения, отдохновения, внутренней свободы и гармонии, но и открыть для себя глубинные смысловые пласты искусства, дающие толчок духовному развитию нашей индивидуальности.
Оригинальность метода – в его простоте и естественности. Восприятие искусства представляется как процесс, который может осуществляется за счёт перцептивных и интеллектуальных способностей конкретного человека, оно доступно каждому и не какой-либо длительной специальной подготовки. Приглашаем вас почувствовать это на собственном опыте и научиться открывать эти потрясающие возможности у других.
В результате обучения участники смогут:
- получить доступ к глубинным сокровищам живописных произведений;
- использовать эти невероятные богатства для усиления радости мировосприятия и одухотворенности собственной жизни;
- освоить методику проведения программы «Чувство искусства»;
- транслировать полученные знания, навыки и опыт другим людям в самых разных областях психологической практики.
В программе
- Введение: эмоции и воображение, о восприятии искусства.
- Знак и символ. Видеоряд: традиционное искусство.
- Искусство и индивидуальность: о взаимодействии художника и зрителя, индивидуальное и коллективное в искусстве. Видеоряд: И. Репин.
- Художественная форма и художественное содержание: о чем может рассказать и умолчать портрет? Видеоряд: И. Репин, М. Врубель, К. Петров-Водкин, И. Глазунов.
- Художественный образ: его воздействие на нас, видимое и невидимое в искусстве. Видеоряд: В. Сурикова.
-
Пространство в живописи:
- почему пейзажи такие разные? Видеоряд: И. Левитан, И. Шишкин;
- зачем в пейзаже человек? Видеоряд: А. Пластов и М. Нестеров.
-
Искусство и время:
- ритм как художественно-выразительная форма, течение и остановка времени в картине. Видеоряд: И. Левитан, А. Рылов;
- историческая живопись, время как момент истории, историческая память. Видеоряд: И. Репин, И. Глазунов.
- Молчание в живописи: как тема и как способ восприятия, о чем молчат картины? Видеоряд: М. Нестеров и религиозная живопись, современная живопись.
- Свет в живописи: как форма и содержание, два света в картинах. Видеоряд: К. Петров-Водкин, А. Куинджи.
- Цвет в картинах: его символика, особенности его воздействия. Видеоряд: К. Петров-Водкин, Н. Гончарова, В. Попков, Е. Моисеенко.
- Свет и цвет в иконе: символика и особенности восприятия. Видеоряд: русская икона.
- Сюжет: влияние окружающей действительности на художественный язык, искусство как уход от действительности. Видеоряд: В. Попков, художники-шестидесятники.
- Жест и мимика: символическое значение, индивидуальное восприятие жеста. Видеоряд: А. Дейнека, А. Самохвалов.
- Вещь в картине: загадочность натюрмортов. Видеоряд: К. Петров-Водкин и др.
-
Повествовательность в изобразительном искусстве:
- связь литературы и живописи. Видеоряд: передвижники.
- искусство иллюстрации. Видеоряд: А. Бенуа и А. Пушкин.
- Красота в изобразительном искусстве как видимое и невыразимое.
- Заключительное занятие: выступления участников.
Формы работы
мини-лекции, презентации, дискуссии, практикум восприятия художественных произведений, рефлексия собственного опыта.
По окончании курса участники получают удостоверение о повышении квалификации, дающее право дипломированным специалистам на ведение занятий по авторской программе «Чувство искусства».
В качестве методического материала каждому участнику будет предоставлена монография Л. А. Волошиной «Чувство искусства: опыт восприятия художественного произведения».
Материалы
Предлагаем Вам познакомиться с видеозаписями выступлений и публикациями ведущей:
- Мастер-класс в рамках IX Зимнего фестиваля Психологической газеты "Тело как источник прекрасного"
- "Фракталы - геометрия красоты". Фрагмент вебинара Л.А.Волошиной
- статья Л.А. Волошиной "Русский пейзаж как состояние любви"
Видеоматериалы:
Отзывы
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
-
Татьяна, Петербург (10.09.2022)
Познавательно, есть о чем подумать и применить на практике!
Резюме
Выберите формат участия в прогрмме:
Экзистенциальный смысл искусства: авторская техника глубинного восприятия художественного произведения