Детали программы
- Очно-заочная форма обучения в течение одного года.
- Три очные сессии продолжительностью 18 дней каждая.
- Общий объем - 605 учебных часов (из них 486 часов составляют аудиторные занятия).
- Время занятий с 10:00 до 18:00.
- Между сессиями студенты готовятся к экзаменам, занимаются изучением рекомендованной литературы и пишут зачетные работы, что является основанием для перевода на следующую ступень обучения.
- Выпускники института, успешно прошедшие обучение, получают диплом, дающий право на ведение нового вида профессиональной деятельности в области оказания кризисной психологической помощи.
С учетом общественной значимости и малобюджетности сферы социальных услуг стоимость обучения снижена по сравнению с другими программами дополнительного профессионального образования за счет внутренних ресурсов Института!
Программа дополнительного профессионального образования рассчитана на психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. Программа призвана подготовить профессионалов, способных в полной мере реализовать возможности психологической помощи людям, оказавшимся в беде.
Даты проведения очных сессий нового набора:
1 сессия: -
2 сессия: -
3 сессия: -
Стоимость обучения за одну сессию составляет рублей.
Возможно повышение стоимости обучения с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (на основании части 3 статьи 54 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
Вступление
Программа дополнительного профессионального образования рассчитана на психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. Основной акцент в подготовке делается на работу с кризисными ситуациями и суицидальными проблемами, на преодоление последствий пережитой психологической травмы, оказание социально-психологической помощи неблагополучным семьям и детям с девиантным поведением. Содержание программы охватывает проблемы, с которыми сталкиваются почти все специалисты, работающие в сфере психологического консультирования. Программа призвана подготовить профессионалов, способных в полной мере реализовать возможности психологической помощи людям, оказавшимся в беде.
Основные достоинства программы:
- Программа направлена, прежде всего, на формирование навыков психологического консультирования в кризисных ситуациях и при работе с травмой.
- Обучение проводится на основе практического материала, представленного реальными случаями и смоделированными ситуациями. В ходе обучения учитываются личные запросы и профессиональные потребности участников.
- Особое внимание уделяется сохранению психического здоровья специалистов, сталкивающихся с острыми травматическими случаями, профилактике их профессионального выгорания.
- Программа формирует специальные навыки консультирования социально-незащищенных клиентов, способствует глубокому пониманию их основных психологических проблем и мишеней психологической работы с ними.
- Содержание программы учитывает особенности работы в различных государственных и общественных организациях, формирует представление о специфике помощи различным целевым группам (приемные родители, дети с особыми потребностями, зависимые, бездомные и др.).
- Обучение позволяет освоить современные, проверенные практикой технологии социально-психологической помощи, включая международный опыт.
Преподавательский состав
- Алексеева Ирина АлексеевнаРуководитель программы
заведующая кафедрой психологической помощи в кризисных и посттравматических состояниях Института практической психологии «Иматон», директор Фонда кризисной помощи детям и подросткам, эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, клинический психолог, психолог-консультант; стажировка в Англии по детской психиатрии, стажировка в Америке по вопросам социально-психологической помощи детям и родителям, один из создателей и руководителей первой кризисной службы для детей и родителей при Центре восстановительного лечения «Детская психиатрия» (1990-1999), автор книг «Жестокое обращение с ребенком: причины, последствия, помощь», «Методика групповой коррекционной работы с детьми, пережившими психологическую травму».
- Глибина Елизавета Леонидовна
методист-психолог Благотворительного фонда «Дорога к дому», педагог-психолог Центра «Наши дети», преподаватель Школы приемных родителей, дипломированный арт-терапевт.
- Добрер Анна Михайловна
организатор Телефонов доверия ОБО "Детский кризисный центр" и ОБО "Кризисный центр 812", руководитель психологической службы ОБО "Кризисный центр 812", психолог-консультант, супервизор, тренер.
- Зыков Андрей Валерьевич
психолог-консультант Фонда кризисной помощи детям и подросткам, эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения г. Москва.
- Николаева Елена Ивановна
доктор биологических наук, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А. И. Герцена, автор более 500 научных работ, специалист в области психофизиологии.
- Раскина Анна Михайловна
психолог-консультант, специалист в области кризисной помощи детям и подросткам, председатель правления благотворительной организации помощи детям и подросткам "Улица Мира".
- Сейсян Александр Рубенович
врач-психиатр высшей категории, психиатр-нарколог, врач-психотерапевт.
Вас заинтересовала
эта программа?
Содержание
В учебный план программы «Кризисное психологическое консультирование» включены следующие практикумы, мастерские, учебно-практические семинары и лекционные курсы:
-
Особенности работы практического психолога в социальной сфере:
- приоритет семейно-ориентированного подхода в социальной работе,
- особенности психологического консультирования в социальной сфере,
- мотивационное интервью, как метод работы с немотивированными клиентами,
- значимость групповой работы с клиентами в социальной сфере,
- подготовка междисциплинарных команд для оказания помощи,
- психологическое просвещение и профилактика социального неблагополучия.
-
Социально-психологическая помощь неблагополучным семьям:
- виды и психологические последствия жестокого обращения с ребенком (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие, пренебрежение нуждами ребенка),
- методы психологической диагностики проблем ребенка и семьи,
- особенности работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации или в социально-опасном положении (низкий уровень дохода, вынужденная смена места жительства, злоупотребление алкоголем, насилие и пренебрежение нуждами ребенка),
- особенности сопровождения семей с молодыми и незрелыми родителями,
- метод ведения случая (case-management) как основной подход к оказанию помощи неблагополучным семьям,
- мишени психологической работы с неблагополучными родителями,
- отдельные модели работы с детьми и родителями из неблагополучных семей
- (центры дневного пребывания, социальные гостиные и гостиницы для детей, приюты, семейные конференции),
- объединение усилий и разделение функций в мультидисциплинарной команде специалистов при работе с неблагополучными семьями.
-
Девиантное поведение у детей и подростков (агрессия, воровство, уходы из дома, бродяжничество, буллинг, начало употребления психоактивных веществ):
- причины возникновения разных видов поведенческих нарушений,
- взаимосвязь проблем детей и проблем родителей,
- психологическая помощь детям с разными формами нарушения поведения,
- особенности формирования психотерапевтических отношений с родителями,
- типичные родительские запросы и работа с ними,
- групповая работа с родителями «трудных» детей и подростков.
-
Социально-психологическая помощь семье с особым ребенком:
- реакция родителей на рождение особого ребенка,
- характерные особенности воспитания в семьях, имеющих детей с особыми потребностями,
- трудности взаимодействия с особым ребенком (монотонность, стереотипность, ограниченность),
- основные мишени в работе с родителями особого ребенка,
- группы поддержки для мам особого ребенка (особенности организации, содержание работы, приоритетные темы, эффект синергизма),
- психологическая помощь детям с особыми потребностями,
- методы арт-терапии в работе с семьей особого ребенка.
-
Подготовка и сопровождение замещающих семей:
- особенности и потребности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей,
- отбор кандидатов в приемные родители (мотивы, риски, потенциальные ресурсы),
- программа обучающих и терапевтических занятий для кандидатов в приемные родители,
- типичные кризисные периоды приемной семьи, организация психологического сопровождения,
- навыки управления «трудным» поведением приемного ребенка,
- методы арт-терапии в работе с замещающими семьями,
- налаживание эффективной межведомственной работы по семейному жизнеустройству детей-сирот.
-
Социально-психологическая помощь детям и взрослым при переживании кризисных состояний:
- понятие о кризисе, нормативные и ненормативные кризисы,
- причины кризисных состояний (возрастные кризисы, распад семьи, горе и утраты, переживание экстремальных ситуаций),
- особенности кризисной психологической помощи,
- мишени психологической помощи в разных кризисных состояниях,
- психологическая помощь семьям, оказавшимся в кризисных ситуациях (трудный развод и раздел детей, тяжелые утраты, острые конфликты с детьми),
- домашнее насилие, кризисные центры для женщин,
- острые формы переживания кризисов у детей и взрослых,
- факторы суицидальной опасности,
- диагностика суицидального риска,
- экстренная помощь, границы интервенции.
-
Социально-психологическая работа с людьми, злоупотребляющими алкоголем и наркотическими веществами:
- виды, формы проявления и методы диагностики зависимостей,
- анозогнозия как специфическое препятствие оказанию помощи, способы преодоления анозогнозии,
- созависимости и помощь родственникам зависимых пациентов,
- методы социально-психологического сопровождения людей, отказавшихся от употребления алкоголя и ПАВ.
-
Особенности оказания социально-психологической помощи пожилым людям:
- психофизиологические механизмы старения,
- социальные и психологические изменения у пожилых людей,
- методы эффективной коммуникации с пожилыми людьми,
- групповые занятия, направленные на тренировку памяти, внимания, интеллектуальных функций,
- обучение пожилых людей способам поведения, удлиняющим процесс активной жизни без дряхления,
- групповая психотерапия по Боуэну, решение психологических проблем пожилых людей (одиночество, потеря близких, сниженный фон настроения, переживание горя).
-
Социально-психологическая работа с бездомными людьми и лицами, вернувшимися из мест лишения свободы:
- проблемы социальной адаптации людей, вернувшихся из мест заключения,
- организация эффективного взаимодействия с бездомными людьми и методы привлечения их к сотрудничеству с социальными службами,
- основные мишени социально-психологической помощи этим категориям клиентов (трудоустройство, состояние здоровья, восстановление семьи, налаживание адекватной коммуникации с окружающими).
-
Психологическая помощь работникам социальной сферы:
- выявление и преодоление профессионального выгорания специалистов,
- организация системы сопровождения специалистов социальных служб и системы супервизии в работе с трудными случаями.
-
- приоритет семейно-ориентированного подхода в социальной работе,
- особенности психологического консультирования в социальной сфере,
- мотивационное интервью, как метод работы с немотивированными клиентами,
- значимость групповой работы с клиентами в социальной сфере,
- подготовка междисциплинарных команд для оказания помощи,
- психологическое просвещение и профилактика социального неблагополучия.
-
- виды и психологические последствия жестокого обращения с ребенком (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие, пренебрежение нуждами ребенка),
- методы психологической диагностики проблем ребенка и семьи,
- особенности работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации или в социально-опасном положении (низкий уровень дохода, вынужденная смена места жительства, злоупотребление алкоголем, насилие и пренебрежение нуждами ребенка),
- особенности сопровождения семей с молодыми и незрелыми родителями,
- метод ведения случая (case-management) как основной подход к оказанию помощи неблагополучным семьям,
- мишени психологической работы с неблагополучными родителями,
- отдельные модели работы с детьми и родителями из неблагополучных семей
- (центры дневного пребывания, социальные гостиные и гостиницы для детей, приюты, семейные конференции),
- объединение усилий и разделение функций в мультидисциплинарной команде специалистов при работе с неблагополучными семьями.
-
- причины возникновения разных видов поведенческих нарушений,
- взаимосвязь проблем детей и проблем родителей,
- психологическая помощь детям с разными формами нарушения поведения,
- особенности формирования психотерапевтических отношений с родителями,
- типичные родительские запросы и работа с ними,
- групповая работа с родителями «трудных» детей и подростков.
-
- реакция родителей на рождение особого ребенка,
- характерные особенности воспитания в семьях, имеющих детей с особыми потребностями,
- трудности взаимодействия с особым ребенком (монотонность, стереотипность, ограниченность),
- основные мишени в работе с родителями особого ребенка,
- группы поддержки для мам особого ребенка (особенности организации, содержание работы, приоритетные темы, эффект синергизма),
- психологическая помощь детям с особыми потребностями,
- методы арт-терапии в работе с семьей особого ребенка.
-
- особенности и потребности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей,
- отбор кандидатов в приемные родители (мотивы, риски, потенциальные ресурсы),
- программа обучающих и терапевтических занятий для кандидатов в приемные родители,
- типичные кризисные периоды приемной семьи, организация психологического сопровождения,
- навыки управления «трудным» поведением приемного ребенка,
- методы арт-терапии в работе с замещающими семьями,
- налаживание эффективной межведомственной работы по семейному жизнеустройству детей-сирот.
-
- понятие о кризисе, нормативные и ненормативные кризисы,
- причины кризисных состояний (возрастные кризисы, распад семьи, горе и утраты, переживание экстремальных ситуаций),
- особенности кризисной психологической помощи,
- мишени психологической помощи в разных кризисных состояниях,
- психологическая помощь семьям, оказавшимся в кризисных ситуациях (трудный развод и раздел детей, тяжелые утраты, острые конфликты с детьми),
- домашнее насилие, кризисные центры для женщин,
- острые формы переживания кризисов у детей и взрослых,
- факторы суицидальной опасности,
- диагностика суицидального риска,
- экстренная помощь, границы интервенции.
-
- виды, формы проявления и методы диагностики зависимостей,
- анозогнозия как специфическое препятствие оказанию помощи, способы преодоления анозогнозии,
- созависимости и помощь родственникам зависимых пациентов,
- методы социально-психологического сопровождения людей, отказавшихся от употребления алкоголя и ПАВ.
-
- психофизиологические механизмы старения,
- социальные и психологические изменения у пожилых людей,
- методы эффективной коммуникации с пожилыми людьми,
- групповые занятия, направленные на тренировку памяти, внимания, интеллектуальных функций,
- обучение пожилых людей способам поведения, удлиняющим процесс активной жизни без дряхления,
- групповая психотерапия по Боуэну, решение психологических проблем пожилых людей (одиночество, потеря близких, сниженный фон настроения, переживание горя).
-
- проблемы социальной адаптации людей, вернувшихся из мест заключения,
- организация эффективного взаимодействия с бездомными людьми и методы привлечения их к сотрудничеству с социальными службами,
- основные мишени социально-психологической помощи этим категориям клиентов (трудоустройство, состояние здоровья, восстановление семьи, налаживание адекватной коммуникации с окружающими).
-
- выявление и преодоление профессионального выгорания специалистов,
- организация системы сопровождения специалистов социальных служб и системы супервизии в работе с трудными случаями.
Условия приёма
На обучение по программам дополнительного профессионального образования принимаются лица, имеющие высшее образование любого профиля, или студенты, обучающиеся на старших курсах вузов.
Прием осуществляется на конкурсной основе. Для участия в конкурсе необходимо предоставить следующие документы:
- ксерокопию диплома и вкладыша (или справку из вуза для студентов старших курсов);
- заявление о приеме на имя директора Института практической психологии «Иматон», заявление должно завершаться фразой «В случае принятия решения о моем зачислении оплату обучения за первый семестр гарантирую», в заявлении необходимо указать почтовый адрес с индексом, контактные телефоны и e-mail;
- три фотографии размером 3×4;
- автобиографию (форма произвольная).
Кроме перечисленных документов, необходимо представить творческую работу (эссе) на тему: «Почему я занимаюсь (хочу заниматься) кризисной помощью?» или «Мои ожидания от программы "Кризисное психологическое консультирование"».
Без творческой работы документы, поданные на конкурс, рассматриваться не будут. Без персонального приглашения просим на обучение не выезжать.
Документы на обучение можно направить по электронной почте ippi@imaton.ru или прикрепив их к заявке при оформлении на сайте.
Отсутствие российского гражданства не является препятствием к обучению.
Материалы
Публикации:
- И.А. Алексеева «Работа психолога в социальной сфере предъявляет особые требования к профессионализму»
- И.А. Алексеева «Травля в школе: причины, последствия, помощь»
- И.А. Алексеева «Физическое насилие»
Видеоматериалы:
- День открытых дверей программы
- Видеозапись выступления И.А. Алексеевой и А.М. Раскиной на Ежегодном Санкт-Петербургском Саммите психологов «Психологическая помощь для преодоления последствий трагедий и катастроф»
- Мастер-классы И.А. Алексеевой и А.В. Зыкова: «Пугающие проявления подросткового возраста. Самоповреждающее поведение подростков», «Нападения в школах. Новые требования к специалистам в современной реальности», «Суициды в подростковом возрасте. Чем может помочь школьный психолог?»: Часть 1, Часть 2, Часть 3
- Мастер-класс С. Э. Медведева, «Системная психотерапия и реабилитация при психических расстройствах»
- Видеозапись доклада И.А. Алексеевой «Кризисная помощь детям и подросткам: актуальность, проблемы, перспективы» на Фестивале «Цветы жизни». Детская психология: от поражений к победам».
- Видеозапись открытой встречи И.А. Алексеевой, А.В. Зыкова и А.М. Раскиной События в Керчи: как предотвратить повторные трагедии? Задачи психологической службы системы образования
- Пленарное выступление И.А. Алексеевой в рамках VI всероссийского фестиваля практической психологии «Кризисное психологическое консультирование в нашей реальности»
- мастер-класс И.А. Алексеевой и А.М. Раскиной в рамках 14-го Санкт-Петербургского Саммита психологов «Сексуальное насилие в отношении детей в семье (инцесты)»
- выступление И.А. Алексеевой и А.В.Зыкова "Кризисное психологическое консультирование"
Видеоматериалы:
Фотографии выпускников и темы дипломных работ:
Отзывов пока нет
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.